Форум » » Ленд-лиз » Ответить

Ленд-лиз

Путник: Я тут по ленд-лизу материал искал и вдруг наткнулся...

Ответов - 37, стр: 1 2 3 All

Путник: Абалдеть! Ленд-лиз, или как мы союзникам шланг показали В истории ленд-лиза есть еще одна загадочная страница. 19 сентября 1941 года Черчилль писал Сталину: "Я придаю большое значение вопросу об открытии сквозного пути от Персидского залива до Каспия не только по железной дороге, но и по автомобильной магистрали, к постройке которой мы надеемся привлечь американцев с их энергией и организационными способностями". Однако, широкомасштабные военные действия в районе Персидского залива начались задолго до этого послания. Операцию по захвату иракского порта Басра британские "коммандос" провели еще в апреле 41-го. И первый ленд-лизовский американский завод заработал там до нападения Германии на СССР! Если коротко, то ленд-лиз заработал ещё ДО начала войны между СССР и Германией.

Закорецкий: Путник пишет: ещё ДО начала войны Ну договорились ещё ТОГДА кое кто. Ну и что? Или намек на то, что уже в мае 1941 г. американцы что-то гнали в СССР по ленд-лизу? Насколько помню, в каком-то номере КП за июнь 1941 г. есть коротенькая заметка, что с советских активов в США что-то "сняли" - не помню точно текст.

Alexsoft: Путник пишет: Если коротко, то ленл-лиз заработал ещё ДО начала войны между СССР и Германией. и что? Россия пока не центр мира и москва не пуп Земли. Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе[2] (англ. «Lend Lease Act»), полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. «An Act to Promote the Defense of the United States»), принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что: что характерно- после марта идет апрель.


Iskander: Путник пишет: ленл-лиз заработал ещё ДО начала войны между СССР и Германией http://echo.msk.ru/programs/victory/708484-echo/ "Объяснение в истории. Часть 2" В.ДЫМАРСКИЙ: А почему вы считаете?.. Вот, вы, по-моему, в начале вот этой тирады своей сказали, что Гитлер был обречен. Знаете, меня почему это заинтересовало? Я уже несколько раз, правда, приводил этот пример. Меня в свое время потрясло посещение в Потсдаме этого дворца, где Потсдамская конференция произошла. Там небольшая была экспозиция, она до сих пор сохранилась, с историей послевоенного раздела Германии, планов послевоенного раздела Германии. Вот, меня, знаете, что потрясло тогда? Что первый план послевоенного раздела Германии между союзниками был составлен, знаете, когда? В ноябре 1941 года. В.СУВОРОВ: Во как. В.ДЫМАРСКИЙ: Что меня тогда навело уже на мысль, что неужели была такая уверенность? В.СУВОРОВ: Да, вот этого факта я не знал. Гражданин Дымарский, большое спасибо, вы открыли мне глаза на одну очень интересную... Но я вам скажу что-нибудь такое. У меня тоже козырный туз, в ответ я вам скажу вот что. Есть город Басра в Ираке, и в Ираке в апреле 1941 года американцы стали строить автосборочный завод для сборки Студебеккеров. В апреле 1941 года американцы стали строить завод по сборке Студебеккеров. А для кого? Послушайте. Ну, поддержать Великобританию. Но это завод, то есть части везут через Атлантику вокруг Африки и туда доставляя. Это готовился Ленд-лиз в Советский Союз, в апреле 1941 года.

Закорецкий: Iskander пишет: В.СУВОРОВ: Есть город Басра в Ираке, и в Ираке в апреле 1941 года американцы стали строить автосборочный завод для сборки Студебеккеров. В апреле 1941 года американцы стали строить завод по сборке Студебеккеров. А для кого? Послушайте. Ну, поддержать Великобританию. Но это завод, то есть части везут через Атлантику вокруг Африки и туда доставляя. Это готовился Ленд-лиз в Советский Союз, в апреле 1941 года. Вообще-то южную часть Ирана в 1941 г. заняли англичане. И в Ираке они не только на курорты ездили позагорать. Там вообще-то какая-то война велась. Кроме того, техника (и грузовики) требовались и для Египта (где были те же англичане). Так что везти запчасти для сборки "на месте" было бы выгоднее, чем везти морем полностью собранные машины - частями получается больше. Ну а потом (после 22 июня) многое что поменялось, хотя "заготовки" пригодились. В т.ч. сборка "Студеров" не только для англичан, но и для СССР. А что строили завод исключительно для ленд-лиза для СССР - лично я не поверю, пока не увижу какую-то документальную ссылку.

Закорецкий: Кстати: ... 7 ноября президент США распространил действие Закона о ленд-лизе на СССР. К сожалению, обещанные военные поставки выполнялись далеко не в полном объеме. Так, за ноябрь и декабрь 1941 года Советский Союз получил их лишь на сумму 545 тысяч долларов, что составляло 0,49% обещанного. Не лучше дело обстояло и в дальнейшем. С октября 1941 года по 30 июня 1942 года США обязались поставить в СССР среди прочих товаров 85000 грузовых автомобилей; реально же прибыло 16502 грузовика, т.е. 19,4% плановых поставок. Та же картина наблюдалась и по всем прочим группам товаров. .... http://auto.mail.ru/article.html?id=12625 |29.01.2004 12:11 "Автомобильный lend-lease" Еще история ленд-лиза и "Студера": http://azamat.gorod.tomsk.ru/index-1230359866.php "Символ ленд-лиза. История Студебекера"

Закорецкий: СССР мог бы победить без помощи союзников? 2 сентября 2009 в 0:31 Опубликовал skuter 1253 голоса 13725 просмотров 1376 комментариев 63% россиян уверены, что СССР мог бы победить во Второй мировой войне без помощи союзников. Таковы данные опроса, проведенного ВЦИОМ. За последние 8 лет число таких респондентов сократилось с 71-го процента. Противоположной точки зрения придерживается 23% опрошенных. Опрос также показал, что 87% считают, что СССР внес основной вклад в победу во Второй мировой войне. В 2001-м году таких было 92%. .... http://www.newsland.ru/Polls/Detail/id/406102/

Александр А. Ермаков: Путник пишет: Если коротко, то ленл-лиз заработал ещё ДО начала войны между СССР и Германией. Блин. И так и не так. Ленд-лиз это, в первую очередь, форма оплаты. СССР получал товары и по ленд-лизу и обычным коммерческим порядком. При этом часть поставок по ленд-лизу (в основном достаточно уникальное оборудование) выполнялось по заказам СССР еще до 22.06.41.

Iskander: Закорецкий пишет: Ну а потом (после 22 июня) многое что поменялось, хотя "заготовки" пригодились. http://militera.lib.ru/research/suvorov3/10.html «Когда была создана антигитлеровская коалиция?» 21 июня 1941 года Соединенные Штаты Америки официально выразили свою решимость поддерживать Сталина в войне против Германии. Это свидетельство Виллиса К. Армстронга, сотрудника администрации ленд-лиза ("Грани". 1985. N 136. С. 229). Это свидетельство никем и никогда не оспаривалось и не опровергалось. Похоже, что в САСШ следили за событиями между СССР и Германией и до 22.06.41 (как-никак, а благоприятный опыт Первой мировой войны политико-экономические круги САСШ уже имели)

Александр А. Ермаков: Iskander пишет: Похоже, что в САСШ следили за событиями между СССР и Германией и до 22.06.41 Блин, думаю все проще. В США и Англии знали, что СССР скоро вступит в войну с Германией и были готовы в этом случае сделать определенные политические шаги. От того сразу, в первый день ВОВ, англо-американцы сходу поддержали СССР.

ЕТ: Александр А. Ермаков пишет: Блин. И так и не так. Ленд-лиз это, в первую очередь, форма оплаты. СССР получал товары и по ленд-лизу и обычным коммерческим порядком. При этом часть поставок по ленд-лизу (в основном достаточно уникальное оборудование) выполнялось по заказам СССР еще до 22.06.41. ЕТ: Конечно. Ленд-лиз это действительно форма оплаты. Это аренда, пусть даже и безвозвратная (пожарный шланг, по высказыванию Рузвельта). А торговать, хоть чем, это бизнес. Вон французы Хуссейну "Миражи№ продавали. Это что, они ему помощь оказывали, или свою мошну его нефтедолларами набивали?

Iskander: ЕТ пишет: А торговать, хоть чем, это бизнес. Вон французы Хуссейну "Миражи№ продавали. Это что, они ему помощь оказывали, или свою мошну его нефтедолларами набивали? Политико-экономическая верхушка САСШ нажилась тогда не от торговли (наторговалась она ещё в Первую мировую так, что САСШ из должника Европы превратились в её кредитора), а от последствий Второй мировой войны: начала распадаться колониальная система мира, расшатанная Второй мировой войной, что позволило американским корпорациям получить доступ к полезным ископаемым и рынкам стран, освободившихся от колониальной зависимости, и Европа начала всё больше зависеть от американского доллара (план Маршалла тогда тому поспособствовал) и начала подпадать под уже военно-политическое влияние США под предлогом Холодной войны с СССР, угрожавшего Западной Европе потенциальной военно-политической экспансией (до сих пор основное оружие для НАТО поставляют фирмы США).

Закорецкий: Кстати: Леннор Ольштынский Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне (политика и военная стратегия: факты, выводы, уроки истории) Дата поступления в продажу: 27.10.2010 В книге известного историка, доктора исторических наук, профессора Л.И.Ольштынского, академика Академии военных наук Российской Федерации, на основе фундаментальных зарубежных и отечественных военно-исторических трудов, новейших исследований архивных документов раскрываются подлинные политические цели стратегических решений. ISBN: 978-5-88010-269-3 Серия: Несерийное издание Издательство: Издательство ИТРК Год издания: 2010 Количество страниц: 359 Тираж: 3000 Формат: 60х90/16 http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=681952

Путник: Закорецкий пишет: А что строили завод исключительно для ленд-лиза для СССР - лично я не поверю, пока не увижу какую-то документальную ссылку. А кому еще? Мятеж в Ираке начался только в июне и его быстро подавили. вариант для Египта тоже не проходит. Ирак далековато от египетского ТВД. И сухопутные дороги не очень - горы.

Путник: Жаль, новость не оценили. А ведь это прямое подтверждение «Ледокола». Автосборочный завод в Басре мог собирать автомобили ТОЛЬКО для Красной армии. А в паре с фактом о начале работ по возведению завода немедленно после занятия Басры английскими войсками – о специально спланированной ради этого БОЕВОЙ операции. Союзники ТОРОПИЛИСЬ. Время поджимало. Теперь постараюсь изложить более доступно. Боевые действия просто так, с бухты-барахты не ведутся. Их надо сначала ЗАДУМАТЬ, потом СПЛАНИРОВАТЬ, потом ОБЕСПЕЧИТЬ материально-техническими и людскими ресурсами, а уже потом проводить. В ином случае – у бАльшого начальника случается гидравлический удар, т.е. моча в голову ударяет, и он решает сотворить что-либо такое-эдакое, – будут большие неприятности в виде потерь личного состава и материальной части. А в демократических странах к таким неприятностям очень чувствительны. Хотя, наверное, начать нужно с того, что после Первой Мировой войны вести боевые действия без автотранспорта стало невозможно. А в Советском Союзе, несмотря на бесценную и совершенно необъяснимую помощь САМЫХ ГЛАВНЫХ буржуинов бескомпромиссным борцам за социальную справедливость, возведенные американцами, с американским оборудованием автозаводы не могли обеспечить и Красную армию, и военную промышленность, и сельское хозяйство потребным количеством автомобилей. Это я к чему? А к тому, что кто-то провел анализ наличия транспортных средств в Вооруженных Силах СССР, народном хозяйстве и пришел к выводу, что автомобильной техники «маловато будет». В том смысле, что для мирного времени её вроде бы достаточно, а вот «если завтра война, если завтра в поход…», то может и не хватить. И дальнейшие события показали, что её таки и не хватило. Пришлось уже вовремя войны новые автозаводы возводить, Миасский, например. Так вот, дяде Джо нужны были автомобили (и не только они) для войны с Германией. А как их (и все остальное добро) поставлять, если Балтика и Черное море – зоны боевых действий? Теоретически есть только два варианта: первый путь через Владивосток и потом по ТрансСибу, второй путь через Мурманск и потом по Кировской ж/д. От Владивостока – долго, а северные конвои опасны, что показали проводки уже в Первую Мировую войну. Для защиты пришлось срочно создавать Флотилию Ледовитого океана. Знаменитый «Варяг» выкупили у японцев именно для этого формирования. Потому изобрели третий вариант – через Персидский залив. И тут становится понятна уже ВЕСНОЙ 1941 года запланированная оккупация Ирана. Кстати, проведенная блестяще не далее, как в августе 1941 года. И совместно с Британией. И если мы примем во внимание все необходимые предварительные действия, то начало этому процессу придется на август-сентябрь 1940 года. Т.е. в узком кругу, товарищи Рузвельт, Сталин и Черчилль пришли к соглашению о начале Советским Союзом боевых действий против Германии в период осени-зимы 1941-42 годов.

Закорецкий: Путник пишет: Т.е. в узком кругу, товарищи Рузвельт, Сталин и Черчилль пришли к соглашению о начале Советским Союзом боевых действий против Германии в период осени-зимы 1941-42 годов.Чё-то вывод очччень как-то не совсем вяжется с ...

Путник: Жаль, новость не оценили. А ведь это прямое подтверждение «Ледокола». Автосборочный завод в Басре мог собирать автомобили ТОЛЬКО для Красной армии. А в паре с фактом о начале работ по возведению завода немедленно после занятия Басры английскими войсками – о специально спланированной ради этого БОЕВОЙ операции. Союзники ТОРОПИЛИСЬ. Время поджимало. Теперь постараюсь изложить более доступно. Боевые действия просто так, с бухты-барахты не ведутся. Их надо сначала ЗАДУМАТЬ, потом СПЛАНИРОВАТЬ, потом ОБЕСПЕЧИТЬ материально-техническими и людскими ресурсами, а уже потом проводить. В ином случае – у бАльшого начальника случается гидравлический удар, т.е. моча в голову ударяет, и он решает сотворить что-либо такое-эдакое, – будут большие неприятности в виде потерь личного состава и материальной части. А в демократических странах к таким неприятностям очень чувствительны. Хотя, наверное, начать нужно с того, что после Первой Мировой войны вести боевые действия без автотранспорта стало невозможно. А в Советском Союзе, несмотря на бесценную и совершенно необъяснимую помощь САМЫХ ГЛАВНЫХ буржуинов бескомпромиссным борцам за социальную справедливость, возведенные американцами, с американским оборудованием автозаводы не могли обеспечить и Красную армию, и военную промышленность, и сельское хозяйство потребным количеством автомобилей. Это я к чему? А к тому, что кто-то провел анализ наличия транспортных средств в Вооруженных Силах СССР, народном хозяйстве и пришел к выводу, что автомобильной техники «маловато будет». В том смысле, что для мирного времени её вроде бы достаточно, а вот «если завтра война, если завтра в поход…», то может и не хватить. И дальнейшие события показали, что её таки и не хватило. Пришлось уже вовремя войны новые автозаводы возводить, Миасский, например. Так вот, дяде Джо нужны были автомобили (и не только они) для войны с Германией. А как их (и все остальное добро) поставлять, если Балтика и Черное море – зоны боевых действий? Теоретически есть только два варианта: первый путь через Владивосток и потом по ТрансСибу, второй путь через Мурманск и потом по Кировской ж/д. От Владивостока – долго, а северные конвои опасны, что показали проводки уже в Первую Мировую войну. Для защиты пришлось срочно создавать Флотилию Ледовитого океана. Знаменитый «Варяг» выкупили у японцев именно для этого формирования. Потому изобрели третий вариант – через Персидский залив. И тут становится понятна уже ВЕСНОЙ 1941 года запланированная оккупация Ирана. Кстати, проведенная блестяще не далее, как в августе 1941 года. И совместно с Британией. И если мы примем во внимание все необходимые предварительные действия, то начало этому процессу придется на август-сентябрь 1940 года. Т.е. в узком кругу, товарищи Рузвельт, Сталин и Черчилль пришли к соглашению о начале Советским Союзом боевых действий против Германии в период осени-зимы 1941-42 годов.

747: Путник пишет: А к тому, что кто-то провел анализ наличия транспортных средств в Вооруженных Силах СССР, народном хозяйстве и пришел к выводу, что автомобильной техники «маловато будет». В том смысле, что для мирного времени её вроде бы достаточно, а вот «если завтра война, если завтра в поход…», то может и не хватить. Так кто мог предугадать, что РККА (драпая) потеряет чуть ли не весь автопарк страны, созданный за десять предвоенных лет? Что в результате хаотической эвакуации в Миасс (УралЗиС) и Ульяновск (УльЗиС, ныне УАЗ) московский ЗиС на некоторое время вообще остановится? Что ГАЗ капитально разбомбят в 1942 году и начисто - в 1943м? Предугадать можно было только падение производства автомобилей (из-за скрытой мобилизации). А вот иные варианты (боевые действия вблизи Басры) были. Например: Гитлер вторгнется на Ближний Восток. Или туда же вторгнется СССР (в союзе с Гитлером или сам по себе). Путник , еще Вам поправка: УралЗиС и УльЗиС - это не новые автозаводы. Это куски эвакуированного из Москвы ЗиСа (в Москве убыло - в Миассе и Ульяновске кое-как прибыло). Новыми они стали после восстановления самого ЗиСа. Единственный "новый" автозавод, построенный на территории СССР "с нуля" в годы войны, - это МАЗ. Его построили немцы в 1942 году как авторемонтный. Сразу после освобождения Минска в 1944 г. его использовали как автосборочный (собирали те же Студебеккеры, что и в Басре), и только с 1950 года он стал собссно автозаводом. И то не полностью: производства двигателей там нет и по сей день.

ЕТ: Iskander пишет: Политико-экономическая верхушка САСШ нажилась тогда не от торговли (наторговалась она ещё в Первую мировую так, что САСШ из должника Европы превратились в её кредитора), а от последствий Второй мировой войны: начала распадаться колониальная система мира, расшатанная Второй мировой войной, что позволило американским корпорациям получить доступ к полезным ископаемым и рынкам стран, освободившихся от колониальной зависимости ЕТ: Странно. Я вот всегда считал, и продолжаю несмотря на перестройку, считать что распад колониальной системы это заслуга СССР. Именно СССР и дипломатически-пропагандистским путем в ООН, и тайным путем, снабжая оружием все национально-освободительные движения сделал колонии неприемлимыми морально и нерентабельными экономически. Американцем-же было бы гораздо проще выкачивать ископаемые из колоний зависимых от них слабых европейских государств, чем, скажем, из просоветской Анголы. Иначе, как объяснить, что янки пришли на смену франкам в Индокитае, например, развязав невиданнейшую в истории колониальную войну.

Iskander: ЕТ пишет: Я вот всегда считал, и продолжаю несмотря на перестройку, считать что распад колониальной системы это заслуга СССР. Именно СССР и дипломатически-пропагандистским путем в ООН, и тайным путем, снабжая оружием все национально-освободительные движения сделал колонии неприемлимыми морально и нерентабельными экономически. А я вот считаю, что без молчаливого согласия победителей Первой мировой войны (пролоббированного политико-экономической закулисой САСШ) большевистский СССР бы не возник. Так что это ещё вопрос - кто реально планировал и контролировал мировой процесс деколонизации (и получил от этого политэкономическую выгоду). ЕТ пишет: Американцем-же было бы гораздо проще выкачивать ископаемые из колоний зависимых от них слабых европейских государств, чем, скажем, из просоветской Анголы. Можно уже подумать, что у САСШ уже был опыт выкачивания ископаемых из колоний зависимых от САСШ слабых европейских государств (это каких? например) и что большинство стран, освободившихся от колониальной зависимости, стало просоветским ;-) ЕТ пишет: Иначе, как объяснить, что янки пришли на смену франкам в Индокитае, например, развязав невиданнейшую в истории колониальную войну Мимикрия под менее социально приспособленные режимы (дали немного воли своим дуракам), иначе за какие ископаемые там янки боролись и вообще сколько колоний они создавали за всю историю САСШ-США?

Литовец: Распад колониальной системы- это удар по Британии и Франции, после которого они фактически утратили статус великих держав. В этом были заинтересованы и СССР и США (конкуренты никому не нужны). Другой вопрос, а хорошо ли это, что колониальная система распалась, разве от этого люди в Африке стали жить лучше...

KasparsB: Литовец пишет: Распад колониальной системы Система распалась , но последняя колониальная империя еще жива ...

Alexsoft: KasparsB пишет: Симтема распалась , но последняя колониальная иперия еще жива ... Чет не припомю в данный момент колониальных империй. Речь об России?

Александр А. Ермаков: 747 пишет: Так кто мог предугадать, что РККА (драпая) потеряет чуть ли не весь автопарк страны, созданный за десять предвоенных лет? -Блин, судя по Солонину, которого никто в этом вопросе не опроверг, потери автотранспорта была минимальной. В процентном отношении на порядок ниже, чем потери бронетехники. Так что не катит. ЗЫ: коренное слово "драпая" - драпали именно на автомашинах.

Закорецкий: Alexsoft пишет: Чет не припомю в данный момент колониальных империй. Речь об России?Кстати, еще вопрос насколько и какова была "система". Например, сегодня по радио услышал мнение, что Украины ныне входит то ли в первую 5-ку, то ли в первую 10-тку мировых зерновых экспортеров. Но возникает вопрос: а как же в СССР? Хватало своего зерна? Ведь известно, что СССР зерно наоборот закупал. Так у меня возникло подозрение, что СССР зерна не хватало с учетом поставок (причем, практически задаром) тем странам, которых он поддерживал. Например, одна женщина рассказывала, что когда она работала в какой-то африканской стране, то они получали продукты из СССР кораблями - в т.ч. консервы. И они их затаривали в посылки и отправляли в СССР. Им послы говорили: чего ж вы делаете, мы ж вам еду присылаем! А они отвечали: а мы в СССР таких консервов никогда не видели! Но вот сейчас эта "шара" закончилась. И оказалось...

Закорецкий: Попытался погууглить по теме "потери автомобилей в СССР в 1941 г." и нашел длинное обсуждение ленд-лиза на адресе: http://korrespondent.net/russia/829131-....-vojne И еще неплохая статистика: Стеттиниус Эдвард Stettinius Edward Reilly Jr. Ленд-лиз — оружие победы ..... Приложение. Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.{1} ..... уже к 22 августа 1941 г. безвозвратные потери автомобилей достигли 271,4 тыс.{19}. Очевидно, что без западных поставок Красная Армия не обрела бы той степени подвижности, которой она обладала по крайней мере с середины 1943 г., хотя вплоть до конца войны использование автотранспорта сковывалось недостатком автобензина. http://militera.lib.ru/memo/usa/stettinius/06.html Начало на: http://militera.lib.ru/memo/usa/stettinius/index.html

1963 new: Закорецкий пишет: Но возникает вопрос: а как же в СССР? Хватало своего зерна? В СССР было 250 млн. жителей, в Росии - 141 млн. Минус от стола 109 млн. ртов - и стало хватать.

Закорецкий: 1963 new пишет: В СССР было 250 млн. жителей, в Росии - 141 млн. Минус от стола 109 млн. ртов - и стало хватать. Я писал не про РФ, а про Украину. Которая и есть "минус 50 млн.", которые и вышли почему-то в группу лидеров зернового экспорта. Кроме того, Казахстан со своей "целиной". Во-вторых, во времена СССР урожайность была не особо меньше. И как помню не хватало рабочих рук - отправляли студентов (сам так ездил). А теперь стало резко хватать рабочих и урожайность повысилась в разы? Вот с учетом резкого уменьшения "кормить весь мир" (не "весь" конечно, но уходило "на шару" достаточно много) - тогда понятно. Кстати, это я тогда еще слышал - "предложение" "на кухне" властям СССР - "прекратить кормить весь мир".

Закорецкий: Александр А. Ермаков пишет: Блин, судя по Солонину, которого никто в этом вопросе не опроверг, потери автотранспорта была минимальной. В процентном отношении на порядок ниже, чем потери бронетехники. Так что не катит. ЗЫ: коренное слово "драпая" - драпали именно на автомашинах. Кстати: Правда и вымыслы о Ленд-Лизе Виктор Гликман ......... На 15 июня 1941 года в Красной Армии имелось 272600 автомобилей всех типов, что составляло 36% от численности штата военного времени ("Великая Отечественная война. 1941-1945", кн.1. М., 1998, стр. 85). По официальным советским данным ("Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование", М., 1993, стр. 363), в результате катастрофических поражений лета и осени 1941 года Красная Армия безвозвратно потеряла 159 тысяч автомобилей (58,3% от первоначального состава). Эти потери удалось в основном восполнить за счет мобилизации грузовых автомобилей из гражданского сектора экономики и в меньшей степени за счет построенных во второй половине года (в армию поступило 204900 машин (см. там же), автомобильная же промышленность страны дала в течение всего 1941 года 124200 машин("Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Статистический сборник", М., 1990). В 1942 году обе эти возможности восполнения военных потерь значительно сократились, но появился и вскоре стал основным новый источник автомобильной техники для воюющей армии - западные поставки по ленд-лизу. В 1942 году Красная Армия потеряла 66200 автомобилей, а получила 152900, произвела же отечественная промышленность всего лишь 35000 новых машин (там же) и 79000 СССР получил по ленд-лизу ("Великая Отечественная война. 1941-1945". Кн.1. М., 1998, стр. 85). В 1943 -1945 гг. в армию было направлено 387300 автомобилей, а по ленд-лизу было получено 398785. Подавляющее большинство импортных автомашин было отправлено непосредственно на фронт. 110 тысяч "Студебеккеров", "Фордов", "Интернационалов", "Остинов", 30 тысяч мотоциклов обслуживали только советские бронетанковые части (Михаил Супрун "Ленд-лиз и северные конвои. 1941-1945 гг.", М., 1997, стр. 322). http://www.stihi.ru/2009/07/11/1750 Кстати, конечно "58,3% от первоначального состава" потерь автомобилей это не почти 100% танков - драп... э-э-э.... отступать на автомобилях было конечно сподручнее, чем на танках. Но и их тоже приходилось ("иногда") бросать.

Александр А. Ермаков: Закорецкий Блин. Как всегда наша статистика ни в какие ворота не лезет. Считаем. Закорецкий пишет: На 15 июня 1941 года в Красной Армии имелось 272600 автомобилей За лето и осень подчеркиваю "и осень" (учитывая, что осень это три месяца, а лето меньше 1,5 месяца войны), но "осень" к внезапности и т.п. отношения не имеет, потеряно 159 тыс. Но, якобы за счет мобилизации и поставок с заводов, РККА получено 204900 автомашин, но весь выпуск 41 (с учетом известного уменьшения во втором полугодии) составил 124200. Не бьет. Если херовый годовой выпуск составил более 124 тыс машин, то неужели весь мобресурс (+наличие в РККА) к 22.06.41 274,6+204(-произведенное) = выпуск а/м за три года?

747: За 1932 - 1940 г.г. (т.е. с начала массового производства автомобилей) в СССР выпущено 120 445 легковых, 1 003 124 грузовика и 13 573 автобуса, всего 1 137 192 шт. (Л.М. Шугуров "Автомобили России и СССР", Москва 1993). Мобресурс составляет 42% от указанной цифры. Больше из страны изъять машин имхо невозможно. Еще соображение: в цифру 159 тысяч скорее всего не попали потери "невоенных" машин: - потерянные при эвакуации (разбиты, разбомблены, брошены из-за поломок и кончившегося бензина); - оставшиеся на захваченной территории (включая мобилизованные и попавшие на сборные пункты, но не переданные в РККА - эти попали в 159 000 или нет?). - потерянные при авианалётах в советском тылу. Из первых двух рубрик значительная часть машин могла быть пригодна для дальнейшего использования.

Александр А. Ермаков: 747 пишет: в СССР выпущено Блин, категорически не могу судить, но не было ли, случайно, в СССР машин импортных? Пункт второй. Приводимые Путником сведения, не было ли это подготовкой к войне? Т.е. не расчитывал ли тов. Сталин на скорые поступления в РККА пиндосских машин? Думаю - рассчитывал.

747: Александр А. Ермаков , существенного количества импортных автомашин к 1941 году в СССР не было (возможны несущественные количества). Сколько-то машин досталось вместе с Прибалтикой, кусками Польши и Румынии (вряд ли много). В то же время некоторое количество из числа выпущенных в СССР машин (конкретно - ЗиС-5) экспортировались в Китай, Турцию, Персию, Монголию. Так что баш на баш.

Александр А. Ермаков: 747 Блин, не могу судить, от того и писал со знаком вопроса. Но, Вы подсказали - и в Прибалтике и в изрядном куске Польши, Румынию не поминаю, должно было иметься некоторое количество а/м. Интересно какое?

1963 new: В соответствии с МП-41 по штатам военного времени требовалось 42 454 легковых, 423 356 грузовых и 129 411 специальных машин (всего 595 221). В наличие имелось на 1.1.41 - 12 599 легковых, 155 801 грузовых и 45 467 специальных (213 867). Разницу планировали частично покрыть изъятием из народного хозяйства 27713 легковых, 231 838 грузовых и 43 919 специальных машин (303 407). К началу войны в КА было 272,6 тыс. автомобилей, из них 257,8 тыс. грузовых и специальных и 14,8 тысяч легковых машин. Т.е. при выполнении плана изъятия из н/х укомплектованность составит 96,7%. В реальности же в течение 41 года в КА попало 206,6 тыс. машин, в т.ч. 37,3 тыс. нового производства (в основном это были грузовые и спец. машины, т.к. количество легковых машин увеличилось к 1.01.42 незначительно – с 14,8 тыс. до 17,9 тыс.). Без учета новых машин в КА могло быть 438,8 тыс. машин (включая легковые), или 73,7% укомплектованности. Для сравнения на 1.01.44 укомплектованность составляла 72,5%, на 1.01.45 – 76,3%. В целом можно сказать, что укомплектованность автомашинами в случае своевременно проведенной мобилизации была бы удовлетворительной. В связи с этим фраза А.Исаева из "ОДДР" "То есть 20 механизированных мехкорпусов требовали 103 тыс. автомобилей. Для СССР цифра, прямо скажем, фантастическая." выглядит преувеличением. Для СССР эта цифра была вполне по силам. Конечно, при отказе от формирования этих новых мехкорпусов ситуация была бы еще лучше. В то же время в немецких войсках ситуация с транспортом была не столь радужна как это обычно представляется. Общеизвестное число 500 тыс. колесных машин в сухопутных войсках армии вторжения обычно вопринимают как 500 тыс. грузовиков, хотя на деле это число включает себя и легковые машины и мотоциклы, которых только в дивизиях по штату было св. 160 тыс., а всего не менее 200 тыс. Т.е. по грузовикам отмобилизованная немецкая армия не намного превосходила неотмобилизованную КА и уступала бы отмобилизованной в 1,3 раза. Можно порассуждать, какая часть немецких грузовиков составляли 3-тонники, но сначала дам некоторые числа. По данным Освальда в течение 1937-44 гг. в Германии было призведено ок. 245 тыс. таких грузовиков. В СССР за сравнимый период (1934 - 1-я пол. 1941) - 325 тыс. ЗИС-5. Причем за 1,5 года до вторжения ситуация в вермахте была весьма печальной. Гальдер в феврале 40-го плачется, что поставки новых грузовиков (1 тыс. в месяц) не покрывает естественный износ (ок. 2% от 120 тыс. имеющихся в сухопутных войсках) и надеется на передачу 16 тыс. из гражданского сектора. Для сравнения КА в ходе сентябрьских БУС получает 117 тыс. машин к имеющимся 130-140 тыс. (расчетно). Имея перед глазами данные немецкого автомобилестроения, http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/1776/1776679.htm http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1780/1780194.htm

747: Александр А. Ермаков , дело еще и в том, что польско-прибалтийские трофеи явно не однотипны с советским автопарком (за исключением разве что фордовской продукции). Соответственно к ним не подходят запчасти, резина (то, что в боевой обстановке портится в первую очередь), советский прямогонный автобензин и проч. Так что вряд ли их мобилизовали в массовом порядке.

Закорецкий: Как Советский Союз победил в войне Там есть интересная мысль: Странное поведение Сталина, который вплоть до самого конца 43-го года тянул с проведением встречи "большой тройки", наводит на мысль о том, что "Брест-2" рассматривался даже в реальной истории…



полная версия страницы