Форум » » Занятная книжка - наконец-то добрался » Ответить

Занятная книжка - наконец-то добрался

747: Авторханов: Загадка смерти Сталина: Скачал отсюда: http://www.russlib.ru/lib_page_92779.html

Ответов - 28, стр: 1 2 All

Закорецкий: Спасибо! Но была другая книга о смерти Сталина - с цитатами из рассекреченных мед.карт болезни. (Фрагменты публиковались в газете "КП" пару лет назад).

Борис: http://sovnarkom.ru/BOOKS/MUHIN/STALIN_1/muhin_st_.htm Здесь мне кажется не хуже, а ещё у Прудниковой, Колпакиди, Бушкова и мн. др...

Борис: Я может и не на месте пишу, но по годам и по главному действующему лицу, в лице Иосиф Виссарионовича Джугашвили- Сталина, моему вопросу самое место. А вопрос мой, я бы адрессовал Закорецкому( да и любому, кто в состоянии хоть немного разогнать и туман и тьму... Уважаемый Закорецкий! Вы занимались очень долгое время собиранием материалов, связанных с периодом 1945- 1952г.г. Благодарю Вас за почерпнутую мною, благодаря Вам, информацию (не всегда бесспорную), о событиях не только раздела Кореи но и многого другой интересной мне информации.. Меня долгое время занимает вопрос, а почему Штаты, применив против Японии две атомные бомбы, в 1945году, показав своё превосходство, были готовы применить против Советов следующие бомбы, только в 1952- 53 годах; а испытание первой атомной бомбы в СССР было проведенно 29 августа 1949 года... И откуда взялся уран? Что в Штатах, что у нас? Очень много есть информации и мемуаров о создании реакторов, заводов по обогащению, да и самих бомб... Но практически отсутствует информация о добыче урана; хотя лет 6-8 назад, появились несколько сообщений: - отыскались документы, проливающие свет на некоторые моменты первой официальной (скорее полуофициальной, замаскированной под изучение промысловой обстановки в Антарктике) советской антарктической экспедиции 1946-47 г.г., прибывшей к берегам Земли Королевы Мод на дизель- элетроходе "Слава". На свет неожиданно всплыли такие знаменитые фамилии, как Папанин, Кренкель, Фёдоров, Водопьянов, Мазурук, Каманин, Ляпидевский...; - об уране Антарктиды. В 1961 году в официальной истории Антарктиды произошло знаменательное событие - в её недрах были официально обнаружены залежи урана, но, но после смерти Сталина, аргентинский презедент Перон, немедленно расторгнул все контракты с Советами и очень быстро рассовал всех своих коммунистов по кутузкам ; - о странной экспедиции адмирала Бэрда( февраль- март 1947г.), экспедиция прервала очень быстро все свои изыскания и ретировалась. Больше года никто не имел абсолютно никакого представления об истинных причинах столь поспешного "бегства" Ричарда Бэрда из Антарктиды, более того, никто в мире тогда даже не подозревал о том, что в самом начале марта 1947 года экспедиции пришлось вступить в самый настоящий бой с противником, присутствия которого в зоне своих изысканий якобы никак не ожидала. С момента своего возвращения в США экспедиция была окружена такой плотной завесой секретности, какой не была окружена ни одна научная экспедиция подобного рода, однако некоторым наиболее пронырливым газетчикам все же удалось выведать, что эскадра Бэрда вернулась далеко не в полном составе - у берегов Антарктиды она якобы потеряла минимум один корабль, 13 самолётов и около сорока человек наличного состава ; - о ст.Новолазаревская, по воспоминаниям Владимира Кузнецова: С удивлением вижу на могиле летчика Чилингарова залитый в бетонный постамент четырехлопастный пропеллер и дату захоронения: 1 марта 1947 года. Как удалось установить впоследствии, пропеллер, "принадлежавший явно советскому самолету", являлся продукцией американской фирмы "Белл". Попутно с этим выяснилось, что капитан А. В. Чилингаров во время Великой Отечественной войны служил в перегоночной авиадивизии, которая занималась доставкой на советско-германский фронт авиатехники, предоставленной американцами по ленд-лизу ; - таинственных эсминцах серии 45- бис. Эсминцы проекта 45, впоследствии получившие имена "Высокий", "Важный" и "Внушительный", были построены в Комсомольске-на-Амуре на заводе 199, достроены и прошли испытания на заводе 202 во Владивостоке ; - самолётах П- 63 "Кингкобра" производились американцами исключительно по советскому заказу и в соответствии с советскими техническими требованиями. Неудивительно, что сами американцы всегда считали П-63 "русским самолетом", так как почти весь "тираж" этого самолета осел в СССР; - об Аргентине и странной смерти Эвиты Перон, то ли от лейкимии, то ли от рака матки ... И почти вся эта информация собралась вокруг Земли Королевы Мод... Об Антарктиде есть конечно информация и у Ганса- Ульриха фон Кранц: о фундаменте Четвёртого рейха... Хотя как я читал, что поиски и разведку урана, в СССР начинали ещё до войны, но мне кажется, что для производства первых атомных и водородной бомб, использовали уран, полученный не без помощи Аргентины, а может и нет...


747: Борис , тема очень интересная, просим дать ссылки на первоисточники. По месторождениям урана: У СССР был доступ к месторождениям поближе, чем антарктические: Восточный Туркестан (Синцзян - на книжку "Уран для Берии" я тут ссылался), "трофейные" месторождения на границе Чехии и Восточной Германии (между Дрезденом и Прагой). У США тоже недалеко: Канада, ЮАР, Австралия, Намибия

Закорецкий: Борис пишет: И откуда взялся уран? Что в Штатах, что у нас? Очень много есть информации и мемуаров о создании реакторов, заводов по обогащению, да и самих бомб... Но практически отсутствует информация о добыче урана; Лично я лично видел остатки сталинских лагерей ГУЛАГА на Чукотке. Местные жители объясняли, что заключенные добывали уран. Еще там же в г. Певеке (порт на западе Чукотки) лично я посетил как-то местный геологический музей. Геологи говорили, что на Чукотке масса разных месторождений. В т.ч. урана. Там же на Чукотке построена атомная электростанция в Билибино. Цитата с сайта http://www.knukim-edu.kiev.ua/index.php?id=645&view=article : В целом разведанные национальные запасы урана составляют 615 тысяч тонн. В эту цифру входят также показатели самого крупного из недавно разведанных российских месторождений - Элькон (344 тыс. тонн), расположенного на севере республики Якутия-Саха. Освоение урановоносных районов России сопряжено с большими материальными затратами. Так, самое крупное из потенциальных источников уранового сырья - Алданское месторождение - пригодно для разработки только шахтным способом. Однако руды залегают глубоко, на отметке 300 метров, и горная добыча нерентабельна. В советское время "экстремальный" северный уран добывался бесплатно, трудом заключенных, в том числе политических. Например, на Чукотке их руками было добыто сырье для первых атомных бомб. С ликвидацией лагерей прекратилась и добыча урана в северных шахтах. При существующих объемах российской добычи урана - более 3400 тонн в год - его запасов хватит на полвека. Еще слышал, что добычу чукотского урана уменьшили после того, как был найден уран поближе к Европе (то ли в Чехии, то ли еще где). Так что особой проблемы с добычей урана в СССР как будто не было. Наберите в Гуугле фразу поиска "добыча урана в России" и получите массу ссылок. Борис пишет: советской антарктической экспедиции 1946-47 г.г., Ну Вы б ссылку хоть указали! ...советской антарктической экспедиции 1946-47 г.г., прибывшей к берегам Земли Королевы Мод на дизель-элетроходе "Слава". На свет неожиданно всплыли такие знаменитые фамилии, как Папанин, Кренкель, Фёдоров, Водопьянов, Мазурук, Каманин, Ляпидевский, причем первый из этой семёрки - контр-адмирал (почти что маршал!), а последние четыре - полные генералы, причем генералы не абы какие ("придворные", так сказать), а прославившие себя конкретными делами и горячо любимые всем советским народом полярные лётчики (*35)..... http://macbion.narod.ru/ufb/ufo-antarktida-3.htm Борис пишет: - о ст.Новолазаревская, по воспоминаниям Владимира Кузнецова: С удивлением вижу на могиле летчика Чилингарова залитый в бетонный постамент четырехлопастный пропеллер и дату захоронения: 1 марта 1947 года. Как удалось установить впоследствии, пропеллер, "принадлежавший явно советскому самолету", Тоже могли бы указать ссылку, например, эту: http://www.base211.ru/?mn=def&mns=qq2es2jtrwiqk "СТАНЦИЯ "НОВОЛАЗАРЕВСКАЯ"" Оттуда: ЧТО понадобилось Сталину в далекой Антарктиде в первые послевоенные годы - это уже другой вопрос, к изучению которого мы скоро приступим, но наверняка эти нужды были не менее значительны, чем для американского президента Трумэна, пославшего в аналогичный поход своего собственного полярного волка - контр-адмирала Ричарда Бэрда. Если кому-то хочется верить в то, что американский флот потерпел в этом походе поражение от каких-то "неизвестных сил" то проще всего предположить, что этими "неизвестными силами" были именно военно-морские силы Папанина. А-а-а!!! Вон куда занесло Папанина в 1947-м году! А я-то удивлялся! БСЭ, 3-ье изд., том 19: ПАПАНИН Иван Дмитриевич [р. 14 (26).11.1894, Севастополь], советский арктич. исследователь, доктор географич. наук (1938), контр-адмирал (1943), дважды Герой Сов. Союза (27.6.1937 и 3.2. 1940). Чл. КПСС с 1919. Родился в семье матроса. ... В 1939-46 нач. Главсевморпути, ... В 1948-51 зам. директора Ин-та океанологии АН СССР по экспедициям; А 1947-й из его биографии куда-то нагло выпал.... Борис пишет: - таинственных эсминцах серии 45- бис. Эсминцы проекта 45, впоследствии получившие имена "Высокий", "Важный" и "Внушительный", были построены в Комсомольске-на-Амуре на заводе 199, достроены и прошли испытания на заводе 202 во Владивостоке ; С адреса http://macbion.narod.ru/ufb/ufo-antarktida-3.htm Эсминцы проекта 45, впоследствии получившие имена "Высокий", "Важный" и "Внушительный", были построены в Комсомольске-на-Амуре на заводе 199, достроены и прошли испытания на заводе 202 во Владивостоке. В боевой состав флота они вошли в январе-июне 1945 года, но в боевых действиях против Японии (в августе того же года) никакого участия не принимали. В декабре 1945-го все три корабля побывали с краткими визитами в Циндао и Чифу (Китай)... А дальше начинаются сплошные загадки. Борис пишет: - об Аргентине и странной смерти Эвиты Перон, то ли от лейкимии, то ли от рака матки ...Кстати, могу порекомендовать несколько сайтов по этой теме, собранные в один архив: http://zhistory.org.ua/evita.rar А вообще тема интересная, спасибо! И кстати, после многих лет, проведенных на Северах, лично я питаю к ним слабость. Даже стишок запомнился почти весь Евг. Сазонова, который я читал в газете "Магаданский комсомолец" около 40 лет назад: Когда уютно и тепло, И дождь не моет мне стекло, Друзья, поверьте, мучит стыд, Что где-то стужа, где-то спирт. Уеду, говорю жене, Тогда ты вспомнишь обо мне. Уйду в снега или в пургу И быть с тобою не смогу, Не лягу в теплую постель, В палатке буду я в метель, И станет другом мне медьведь, Тайги таёжной людоведь, Меня измучит очень сплин, Забуду с горечью абсент, Чтоб ты в Москве могла хранить Таёжный коэф-фициент.

Борис: Спасибо! Честно не ожидал, что так быстро сия тема, по моему архи интересная, кого либо может заинтересовать, кроме некоторых... 747 пишет: У СССР был доступ к месторождениям поближе, чем антарктические: Кроме перечисленных Вами месторождений, могу от себя добавить( но ссылку дать не могу): в 1965+- год, я проходил на Алтае, по плато Чулышман; от Чуйского тракта на Телецкое озеро, там видели мы несколько строений обнесенных колючкой. Дорога от тракта, там и кончалась, и что интересно; травы полно, но местные не идут туда пасти скотинку, и юрт, мы не видели поблизости... Потом, когда остановились на днёвку нам рассказали местные, что там урановый рудничёк и работают там те, кто получил вышку и им заменили на работу, больше года- никто не жил; ну а местные, испокон века обходили эти места- плохая смерть, говорили... Ну это биллитристика, а вот почему именно уран Антарктиды, я могу высказать только своё мнение: Манхэтэнский проект- сработал в 1945году, Сталин и Берия создали Спецкомитет; п.я. 81 (мраморное)- ещё не открыт; а создавать паритет- надо... Есть данные о немецких разработках в Антарктиде (Швабия, Земля Королевы Мод) И пришлось создать 5-й флот ВМС СССР - Антарктический; на счет эсминцев- их место только там, ибо: по опять же непроверенным данным в июне 1946 года все три эсминца проходили мелкий ремонт - на аргентинской военно-морской базе Рио-Гранде на Огненной Земле. А содержание урана в руде то, в Антарктиде не ниже 30%... 747 пишет: Борис , тема очень интересная, просим дать ссылки на первоисточники. Основные мои чтения и бдения, здесь: http://wsyachina.narod.ru/history/index.html Но там столько информации, что объять всё- тяжеловато, для меня; но всё равно, в голове, что то остаётся, и естественно возникают новые вопросы... Об аргентинской пшенице слыхал ещё в 50е годы, прошлого века; тогда мне и рассказали: о тупости Хруща, и о том, что он в украинской крови- по самое никуда... Тогда даже анекдот был: что пришли в ад с проверкой, и в котле, где варили убийц своего народа, стоят обнявшись Сталин и Берия, у них спросили, а где Хрущев?- Так мы же на его плечах стоим... Есть ещё много литературы, и особенно в уфологии, ведь это же со слов адмирала Бэрда полетели тарелки...

Борис: Уважаемый товарищ Закорецкий! Благодарю Вас... Ссылки Вы сами дали неплохие. А данная информация давно бродит в интернете, и на форумах часто выплывала... А я в неё влез потому, что у меня есть хороший знакомец, проживающий в городе Нью- Иорк, и звать его Саша Яковлев; он одно время занимался испытаниями ВВ , а специальность его- ядерная физика... И вот мы с ним последний год ведём разные споры по поводу Истории, начали с Истории Израиля, и оказалось, что СССР и Россия- вложили свои "5 копеек" в создание и уничтожение евреев и Израиля; так вот: он мне много интересного пишет, ну и я стараюсь соответствовать... Так вот у нас с ним возникло - разногласие: на счет пропеллера самолёта П- 63 "Кингкобра"- это же почти Аэрокобра, но нет... Винт четырехлопастный "Аэропродактс" типа A64-2SD1, с гидравлическим управлением изменения шага, лопасти - стальные полые. Диаметр винта - 3,555 м, максимальная ширина лопасти - 282 мм Диапазон поворота лопастей - от 25 град. до 59 град. Максимальное число оборотов - 1345 об/мин. Недостатком винта являлось то, что профилирование лопасти начиналось на довольно большом расстоянии от втулки, что уменьшало рабочую поверхность винта. Характерной особенностью "Кингкобр", поступавших по ленд-лизу в СССР, являлось наличие храповика на коке воздушного винта. Ни на американских, ни на французских машинах такого дополнения не было. Не устанавливались храповики и на самолетах "Аэрокобра". Храповик был приварен к кожуху пушки (что хорошо видно на самолете, выставленном в Монинском музее). Судя по всему, это было сделано по требованию ВВС Красной Армии. Храповик предназначался для запуска двигателя в полевых условиях от внешнего стартера в случае выхода из строя аккумуляторной батареи. Что касается более старой "Аэрокобры", то отсутствие на ней храповика обуславливалось наличием дублирующей системы ручного запуска за счет раскрутки маховика с помощью специальной рукоятки. Это вот отсюда: http://www.airwar.ru/enc/fww2/p63.html Вот с этого небольшого штриха, я и полез искать разную информацию, особенно интересно было сравнивать с записками Ганса- Ульриха фон Кранца- "Свастика во льдах"...

Борис: Я извиняюсь, что сразу не дал ссылку, по эсминцам, из головы вылетело- старею, просю пардону... http://forums.airbase.ru/2006/09/t51156--proekt-45.3778.html Правда есть и ещё одна ссылочка, но она, по моему, просто исторически интересна и познавательна: http://atrinaflot.narod.ru/81_publications/2008/pr45.htm

Закорецкий: Борис пишет: интересно было сравнивать с записками Ганса- Ульриха фон Кранца- "Свастика во льдах"... Видел я коллажи - "Мессершмит-109" над Антарктидой. Не верю я в то, что немцы могли создать во льдах серьезную станцию и жить в ней ГОДЫ до 1947 без "подпитки". Из личного опыта жизни на северах не верю. Тогда остаются пришельцы на НЛО. Или флотилия Папанина - вот это более реально. Спасибо за информацию! Я давно интересовался, чем он занимался в 1947 г., но так и не смог сам найти объяснение.

Закорецкий: Кстати, можно обсудить, кто был инициатором открыть огонь у Антарктиды в 1947 г. - советская сторона или американцы? И вообще, с какими целями могли двинуть туда СССР и США? Флот Папанина не мог достичь Антарктиды без пополнения запасов - а это или Аргентина, или ЮАР. А следом США вполне могли узнать, что к Антарктиде идет флотилия СССР. Возможно поэтому и послали свою с задачей "отогнать".

Борис: Уважаемый Закорецкий! А я бы заинтересовался взаимоотношениями: Аргентины, СССР, США и Германии; причем начиная с 30х годов. Много чего интересного можно узнать... Закорецкий пишет: Не верю я в то, что немцы могли создать во льдах серьезную станцию и жить в ней ГОДЫ до 1947 без "подпитки". Из личного опыта жизни на северах не верю. Ну не верю- и усё... Вы же сами мне дали ссылочку на Базу- 211, а я могу Вас немного дополнить: http://tkachenko.in.ua/?page=int_schw_01 http://xperehod.ru/topicview-84.html Мне понравилось другое, я попытался найти информацию о дизель- электроходе "Слава"- пшик... Интересно, какое кол-во самолётов было завезенно на Лазаревскую? Ведь на Кубу то же дизель электроходы завозили "сельхозтехнику"... И вообще, по моему, дизель электроход в СССР- это отдельная тема, для исследований, особенно "Обь" и "Индигирка"... Закорецкий пишет: Флот Папанина не мог достичь Антарктиды без пополнения запасов - а это или Аргентина, или ЮАР. И Аргентина и ЮАР, с Иосиф Виссарионовичем дружили, а вот кукурузный хрен- все связи разорвал или по тупости, или в угоду Штатам, не просто так сынок жирует в Штатах... А вот в этой небольшой статье видно, какое значение Сталин, в начале 1945 года, придавал урану... http://wsyachina.narod.ru/history/uran_45.html

Iskander: Борис пишет: И Аргентина и ЮАР, с Иосиф Виссарионовичем дружили Что, хотели быстрее других войти в состав СССР? Борис пишет: кукурузный хрен- все связи разорвал или по тупости, или в угоду Штатам, не просто так сынок жирует в Штатах... Скорее уж сам СССР появился в угоду Штатам (для скорейшего прихода 2WW).

Борис: Уважаемый Iskander ! Аргентина- СССР Сознавая свою зависимость от США и стремясь хоть что-нибудь ей противопоставить, латиноамериканские государства в международных делах по возможности стремились предпринимать самостоятельные шаги. В 20-30-е гг. это проявилось в желании установить отношения с Советским Союзом, который США отказывались признавать вплоть до начала 30-х годов. С 1921 г. первой из латиноамериканских государств торговые отношения с СССР стала развивать Аргентина (дипотношения между двумя странами были установлены только в годы второй мировой войны). С 1925 г. на ее территории действовало отделение советского акционерного общества «Южамторг», через которое осуществлялись экономические и иные контакты Советского Союза с Бразилией, Боливией и Чили. В 1923 г. начались переговоры об установлении дипломатических отношений между Советским Союзом и Мексикой. Эта страна, в 1910-1917 гг. сама пережившая революцию и гражданскую войну, испытывала понятную симпатию к России, которая, как могло казаться, шла примерно по тому же пути, что и Мексика, избавляясь от власти помещиков и иностранного капитала. Контакты с СССР позволяли диверсифицировать мексиканскую внешнюю политику, укрепить международный авторитет страны, расширить ее возможности, несколько ослабив зависимость от традиционных партнеров. В Мексике получили распространение марксистские и большевистские идеи как в ленинистской, так и троцкистской интерпретациях. В 1924 г. дипломатические отношения между двумя странами были установлены. В 1926 г. дипломатические отношения с СССР установил Уругвай, ставший развивать торгово-экономические связи с Советским Союзом еще с начала 20-х годов. Отношения латиноамериканских стран с Советским Союзом развивались сложно. Во-первых, их экономическое наполнение оказалось меньшим, чем можно было ожидать. Во-вторых, следуя тактике Коминтерна, советские политики долгое время рассматривали континент как возможную базу развертывания новой волны революционного движения. Подобные партийно-идеологические установки не всегда укладывались в рамки государственных интересов СССР и часто им вредили. Те или иные формы советского вмешательства в дела латиноамериканских государств послужили основанием для разрыва дипломатических контактов с Москвой Мексикой в 1930 г. После начала военных действий в Европе на консультативном совещании министров иностранных дел в Панаме была принята резолюция о проведении политики нейтралитета. Вокруг континента на расстоянии от 300 до 1000 миль от побережья была объявлена «зона безопасности». До конца 1941 г. статус этой зоны как нейтральной уважался всеми воюющими сторонами, включая Германию и Японию. Нейтралитет латиноамериканских стран вполне соответствовал линии Вашингтона, предпочитавшего не вмешиваться в европейскую войну. Но одновременно он отражал и стремление государств региона сохранить экономические связи с державами оси. К 1940 г. германские капиталовложения в регионе составили 969 млн.долл., Германия импортировала из Латинской Америки стратегическое сырье. Нацистам симпатизировали влиятельные общественные организации, крупные политики, представители деловых кругов. Главной сферой приложения германского капитала были Аргентина, Чили, Гватемала, Бразилия, Мексика, Перу. В Бразилии концерны Круппа и Тиссена занимались разработкой железной руды, в Чили — добывали селитру, в Бразилии, Аргентине, Боливии — владели концессиями на нефтеносные участки. Происходил и «экспорт» нацистских идей. Было создано немало фашистских или полуфашистских организаций (в Бразилии — «Бразильское интегралистское действие», в Мексике — «Национальный синаркистский союз», в Перу — «Революционный союз» и др.). Эти организации проявляли заметную политическую активность, а в Бразилии в 1938 г. интегралисты даже предприняли попытку государственного переворота. Это немного начальной информации...

Закорецкий: Закорецкий пишет: Кстати, можно обсудить, кто был инициатором открыть огонь у Антарктиды в 1947 г. - советская сторона или американцы? Итак, видимо, есть смысл кое-что уточнить. Начнем с "науки" (для "протокола"). БСЭ, 3-ье изд., том 2, статья «Антарктика» ... Международно-правовое положение. Проблема установления правового режима А. возникла в нач. 20 в. в связи с расширением исследований и усилением интереса к её практич. освоению и, прежде всего, к использованию её природных ресурсов. Капиталистич. гос-ва неоднократно предпринимали попытки решить эту проблему в одностороннем порядке. В различное время Англия, Нов. Зеландия, Австралия, Франция, Норвегия, Чили и Аргентина заявили о распространении своего суверенитета на отд. части - сектора - А., однако это не получило междунар. признания, вызвало споры и столкновения между гос-вами, претендующими на одни и те же р-ны А. (в частности, споры между Англией, Чили и Аргентиной). СССР всегда считал, что правовой режим А. должен быть определён на основе соглашения между заинтересованными гос-вами с учётом их законных прав и интересов. В ноте Норвегии от 27 янв. 1939 СССР зарезервировал свою позицию относительно гос. принадлежности земель, открытых и исследованных рус. мореплавателями и учёными в нач. 19 в. Свою точку зрения относительно гос. принадлежности земель в А. зарезервировали также пр-ва США (в 1939) и Японии (в 1940). Вместе с тем США стремились разрешить проблему режима А. сепаратным путём, рассчитывая установить свою гегемонию над всей А. В авг. 1948 США начали неофициальные переговоры со странами, выдвинувшими терр. претензии в А., однако это встретило отрицат. отношение со стороны Норвегии, Чили и Аргентины. Пр-во СССР в меморандуме от 7 июня 1950 заявило участникам указанных сепаратных переговоров о том, что оно не может признать законным любое решение о режиме А., к-рое будет принято без участия СССР, и предложило обсудить этот вопрос в междунар. порядке. Эта позиция получила поддержку всех заинтересованных гос-в. 15 окт. 1959 в Вашингтоне была созвана конференция по А., в работе к-рой приняли участие СССР, США, Англия, Франция, Бельгия, Норвегия, ЮАР, Аргентина, Чили и Япония. Конференция выработала и одобрила 1 дек. 1959 Договор об А., к-рый и определяет её совр. междунар. правовой режим. .... Открытие и первые исследования Антарктиды (19 в.). Открытие Антарктиды как ледяного континента принадлежит рус. кругосветной воен.-мор. экспедиции под рук. Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный". В янв.- февр. 1820 рус. корабли четыре раза на близкое расстояние подходили к шельфовому леднику Земли Королевы Мод. Рус. экспедиция открыла о. Петра I, Землю Александра I и несколько островов в Южно-Шетлендском арх.

Закорецкий: Теперь по истории походов Р.Бэрда к Антарктиде. Из той же статьи в БСЭ: В 1928 в Антарктиде впервые появился амер. самолёт. В 1929 Р. Бэрд от созданной им базы Литл-Америка совершил полёт над Юж. полюсом. С воздуха была открыта также Земля Мэри Бэрд. Морская и наземная Бри-тано-австрало-новозеландская экспедиция (БАНЗАРЭ) в 1929 - 31 провела изучение Берега Нокса и открыла к 3. от него Землю Принцессы Елизаветы. В период 2-го Междунар. полярного года (МПГ) в Литл-Америка работала экспедиция Р. Бэрда (1933 - 1935). Во время санных походов и с самолёта ей удалось провести гляциология, и геология, исследования в горах Земли Королевы Мод и Земли Мэри Бэрд. Р. Бэрд провёл одиночную зимовку на первой выносной метеорологич. станции в глубине шельфового ледника Росса; в 1935 первый трансантарктич. полёт (от Антарктич. п-ова в Литл-Америка) совершил Л. Элсуорт. В 40 -50-х гг. 20 в. в А. создаётся сеть наземных станций и баз для изучения краевых частей А. Экспедиции США "Хайджамп" (1946 - 47) и "Уиндмилл" (1947 - 48) на судах и самолётах производили аэрофотосъёмку участков побережья между Литл-Америка и Антарктич. п-овом, Литл-Америка и Землёй Уилкса, астрономо-геодезич. работы, открыли Берег Котса и оазис Бангера. Англо-шведско-норвежская экспедиция (1950 - 52) во внутр. р-нах Земли Королевы Мод сейсмич. приборами определила мощность ледяного покрова, обнаружила новые горные цепи, произвела аэрофотосъёмку значит, территории. БСЭ, 3-ье изд., том 4 БЭРД, Бёрд (Byrd) Ричард (25. 10. 1888, Уинчестер,- 12. 3. 1957, Бостон), американский полярный исследователь, лётчик, адмирал. Руководитель четырёх крупных амер. антарктич. экспедиций. В 1-й экспедиции (1928-30) авиация, радиосвязь и механизир. транспорт позволили Б. проникнуть во внутр. труднодоступные р-ны Антарктики. В нояб. 1929 Б. пролетел над Юж. полюсом. Метеорологич. и геогр. наблюдения, геол. исследования велись в горах Королевы Мод. 2-я экспедиция (1933-35) провела сейсмологич. исследования Ледяного барьера Росса, подтвердила наличие крупных месторождений кам. угля (горы Уивер, Блэкберн в Зап. Антарктиде). 3-я экспедиция (1939-41) ставила осн. целью утверждение амер. суверенитета над отдельными частями Антарктиды (Земля Мэри Бэрд, Земля Грейама и др. ). 4-я экспедиция (1946-47), организованная военно-морским ведомством США, произвела аэрофотосъёмку значит, части побережья Зап. Антарктиды и её внутр. р-нов. Экспедициями Б. в Антарктике открыты .... плато Американ-Хайленд (1947)...



полная версия страницы