Форум » » "Связи не было!!!!!" » Ответить

"Связи не было!!!!!"

Закорецкий: Этот момент иногда используется как одна из причин трагедии "июня 41". Но так ли это было на самом деле? Что значит, "не было связи"? Вообще так сказать "изначально"? Или какая-то связь была, но по каким-то причинам куда-то делась?

Ответов - 105, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Закорецкий: Так вот в качестве "информации к размышлению" могу привести фото одной книжки, выпущенной "Воениздатом" в 1939 г.:

Закорецкий: УПРАВЛЕНИЕ СВЯЗИ РККА ======================= РУКОВОДСТВО по ХРАНЕНИЮ, ОСМОТРУ И ИСПЫТАНИЮ ИМУЩЕСТВА СВЯЗИ В ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЯХ РККА Воениздат, 1939 ==================== Сдано в производство 17.10.38 Подписано к печати 16.12.38 СОДЕРЖАНИЕ Введение ... 4 1. Общие сведения о войсковых хранилищах для имущества связи ... 5 2. Общие сведения по хранению имущества связи...6 3. Оборудование хранилищ ... 8 4. Общие указания по содержанию складов ... 11 5. Причины порчи и методы предохранения имущества связи ... 13 ....Металлы и изделия из металлов ... 13 ....Изделия из дерева ... 16 ....Изделия из кожи и тканей ... 19 6. Учет имущества связи .. 20 7. Ответственность личного состава ... 22 8. Укладка и консервация радиостанций ... 22 ....Консервация радиостанций, смонтированных в тачанках, дву- ....колках и автомашинах ... 23 9. Порядок хранения, осмотра и испытания имущества связи ... 24 ....Радиостанция батальонная ... 24 ....Радиостанция кавалерийская ... 26 ....Радиостанция полковая ... 28 ....Радиостанция танковая ... 33 ....Электронные лампы ... 37 ....Сухие анодные батареи типа БАС ... 38 ....Хранение едкого кали, едкого натра и электролита ... 41 ....Хранение измерительных приборов и часов ... 42 ....Аккумуляторы и аккумуляторные батареи ... 42 ....Телефонные аппараты УНА-И и УНА-Ф ... 47 ....Коммутаторы фонические КОФ ... 49 ....Коммутаторы фонические РЭ-12 ... 50 ....Коммутаторы и номераторы для телефонных станций ... 51| ....Запасные части к телефонным аппаратам, коммутаторам и ....номераторам ... 52 ....Светосигнальные аппараты СП-95 ... 53 ....Гелиограф полевой ГП-140 ... 54 ....Электрические элементы ... 55 ....Полотнища для связи с авиацией, сигнальные, опознаватель- ....но-указательные и для обозначения передовой полосы ... 59 ....Сумки с инструментом ... 60 ....Катушки для телеграфного и телефонного кабеля, для мед- ....ной телеграфной проволоки и рамы переносные ... 61 ....Полевой телефонный кабель ... 62 ....Проволока стальная (железная) телеграфная ... 64 ....Шесты телеграфные обыкновенные и придорожные, колья ....оттяжные ... 67 ....Крючья телеграфные и стержни для эбонитовых изоляторов ... 69 ....Изоляторы фарфоровые, эбонитовые и карболитовые ... 70 ....Телеграфно-телефонный и радиообоз и принадлежности ... 71 ....Конская упряжь ... 77

Закорецкий: Итак, как оказывается, радиостанции были не только танковые и батальонные с полковыми, но и кавалерийские, "смонтированные в тачанках, двуколках и автомашинах"... Причем, довольно сильная теория использования связи именно в условиях ММВ имелась уже в самом начале 30-х годов.


Закорецкий: Журнал "Механизация и моторизация армии" N: 2, 1931, статья "СВЯЗЬ В МОТО-МЕХАНИЗИРОВАННЫХ СОЕДИНЕНИЯХ" (Начальный фрагмент) Поскольку на мото-механизированные части возлагается выполнение задач, требующих большой подвижности, средства связи, применяемые в них, должны быть соответственно приспособлены, т.е. должны обладать еще большей подвижностью, прочностью и портативностью. Это достигается использованием легковых, грузовых машин (1,5 т) и мотоциклов для перевозки средств связи и работы по связи, а также широким использованием самолетов связи. Имеющийся опыт говорит за возможность и необходимость применением различных средств связи, приспособленных для работы в условиях мото-механизированных частей. Проволочные средства, перевозимые на 1,5 т грузмашинах, оборудованных специальными ящиками для укладки имущества и имеющих приспосо- /53/ бления для размотки и смотки кабеля, применяются для организации связи между частями мото-механизироваиного соединения при расположении на месте, завязке встречного боя, подвижной обороне и переправах через реку. Радиостанции, смонтированные на легковых командирских машинах и имеющие возможность работы с хода, являются одним из важнейших и основных средств связи в мото-механизированньгх частях и могут быть использованы в любой обстановке. Самолеты являются хорошим средством связи между колоннами при движении мото-механизированного соединения несколькими колоннами., для связи внутри колонн (между эшелонами) и с тылом, с органами разведки, со штабом высшего командования и соседом. Связь с самолетами осуществляется по радио и авиасигнальными постами; посты должны перевозиться на легковых машинах, так как перевозка на 1,5-т грузомашинах себя не оправдывает по следующим причинам: 1) грузомашина менее подвижна, чем легковая; 2) грузомашиной труднее маневрировать по колонне (в случае необходимости выбрасывать пост вперед или посту догонять штаб); 3) во время движения штаба пост отстает и в нужное время отсутствует. Опознавательные знаки частей выбрасываются на ходу машины в виде разворачиваемого при появлении самолета полотнища в 60 см шириной и 2 м длиной с комбинацией черных поперечных полосок (одна, две, по диагонали и пр.), обозначающих ту или иную часть мото-механизированного соединения. Автомобили и мотоциклы являются хорошим средством для .связи частей мото-механизированпого соединения в различной обстановке, а также и для связи со штабом высшего .командования и соседом. Сигнальные средства: флажки, автомобильные гудки являются хорошим средством управления колонной во время марша, равно и построения. В ночное время – светосигнальные приборы. Ракеты могут быть хорошо использованы постами ВНОС для оповещения своих частей о налете авиации противника, о газовой тревоге. Собаки могут применяться в частях моторизованной пехоты, входящих в состав мото-механизированного соединения. Военно-почтовые голуби могут быть применены в некоторых случаях для связи мото-механизированного соединения в тыл, путем придачи их из голубятен старшего штаба. Вопрос применения подвижных голубиных станций в мото-механизированных частях требует опытной проработки. Организация связи во время марша мото-механизированного соединения (ом. схему 1). Во время марша мото-механизированного соединения разведорганы удаляются от головы колонны главных сил при движении по шоссе — до 40 км и грунтовым дорогам — до 30 км. Колонна в целях удобства управления и маневра расчленяется на 2—3 эшелона, имея впереди головной отряд. Расчленение эшелонов, равно и удаление головного отряда от первого эшелона обычно от 5 до 10 км. Штаб движется в голове первого эшелона. В голове колонны первого эшелона следуют: а) рация [радиостанция] для поддерживания связи со штабом высшего командования с соседом; б) рация для связи с начальниками эшелонов и головного отряда (эта же рация может быть использована для связи с пунктом сбора донесений); в) отделение воздушной связи и наблюдения; г) авто-мотосредства для связи с начальниками эшелонов, головного отряда и пункта сбора донесений; д) проволочные средства, предназначенные для организации связи при завязке боя. Для связи с органами разведки выдвигается пункт сбора донесений со средствами связи: а) рация для связи с органами разведки; б) авто-мотосредства и в) отделение воздушной связи и наблюдения. Общий резерв средств связи движется в колонне первого эшелона. Организация связи: а) Связь с органами разведки осуществляется через сборный пункт донесений средствами: радио, авто-мото и самолетами. Рации отдельных раз'ездов, разведывательного отряда и пункта сбора донесений составляет отдельную сеть. Ядро /54/ Схема 1. Организация связи мото-механизированного соединения во время марша одной колонны. /55/ разведывательного отряда с раз'ездами поддерживает связь авто-мотосредствами и по радио. Рации раз'ездов и ядра разведывательного отряда составляют отдельную сеть. Раз'езд с дозором поддерживает связь авто-мотосредствами и флажками. [пропущено] Схема 2. Организация связи мото-механизированного соединения во время марша двумя колоннами. б) Связь между эшелонами поддерживается авто-мотосредствами, самолетами и по радио, внутри колонны – флажки и авто-мотосредства. Рации штаба соединения и начальников эшелонов составляют отдельную сеть. в) Со штабом высшего командования и соседом связь осуществляется посредством рации и самолетов. Рации для связи со штабом высшего командования и соседом входит в сеть высшего командования. При движении мото-механизированного соединения двумя (см. схему 2) и более колоннами радиостанции головного отряда, начальника колонны и начальников эшелонов входят в отдельные сети. Связь между колоннами поддерживается по радио (отдельная сеть) авто-мотосредствами и самолетами. Таким образом наличие радиостанции с возможностью работы с хода обеспечивает управление начальников колонн в колоннах (связь между эшелонами), а также и между колоннами, равно и внутри органов разведки. Выбрасываемый вперед пункт сбора донесений обеспечивает своевременное получение сведений от органов разведки. Самолеты, помимо своей работы по разведке и увязке ее с органами наземной разведки, будучи выделены для связи между колоннами и внутри их, периодическими вылетами, рассчитанными по времени, окажут большую пользу в деле управления командира соединения. .......

Закорецкий: Итак вообще-то может иметь право на существование вопрос, А КУДА СВЯЗЬ ДЕЛАСЬ?????

KasparsB: А никуда не делась . Мне нравится вариант М.Солонина - для установления связи требуется аппаратура связи , вызывающий и отвечающий . Если абонент на связь выходить не желает - хрен дозвонишся . И аппаратура не причем . Ну нет желания отвечать , и все тут . Как у нашкодившего ребенка - то батареика села , то хулиганы отобрали - мобила вроде есть , а вот желания отвечать на родительский звонок - нуль . Он и не отвечает . И идут родители ... ждать . Пока чадо само не обявится . А потом ( с польным осознаванием реального положения дел ) родители с легкостью поверят в любую сказку ... Свои же ребенок , хоть и ... иногда врун .

Alexsoft: Закорецкий пишет: Или какая-то связь была, но по каким-то причинам куда-то делась? скорее так. Сам видел в документах 22-30 июня - "С дивизиями X. Y. Z связи нет". Про одну, напрмер, точно знаю. Выдвигалась в точку прикрытия , ночами конечно. В спешке собирались. наприер. Штаб в одной машине, связисты в другой, рации в третьей, анодные батареи в четвёртой. Ну немцы этот табор на гусеницы тд и намотали. Голос подали числа 30 за 400 км от места разгорма.

Закорецкий: Alexsoft пишет: Голос подали числа 30 за 400 км от места разгорма. А куда делись: - военно-связистные голуби; - самолеты связи; - делегаты связи на велосипедах/мотоциклах/пешком? (Причем, С ОБЕИХ СТОРОН!!!!)

дед1: Закорецкий Вот я полагаю, что раз войскам выдвигавшимся к границам приказано было делать это скрытно, ночами и лесами(яко тать), то НЕ исключено, что был приказ соблюдать радиомолчание. А потом в суматохе толи отменить забыли, толи, как пишет Alexsoft в разных телегах ехали рации от радистов. А когда начались обстрелы и бомбежа, тут смешались в кучу кони и люди.

Закорецкий: дед1 пишет: А когда начались обстрелы и бомбежа, тут смешались в кучу кони и люди. Элементарно! Могу по памяти рассказать, как на учениях зимой я развернул свою батарею, выполняя последний приказ "Занять оборону на такой-то высоте". Развернул. Сидим. Слышу слова связиста: "- Кама! Я Ока! Приём!.... Кама! Я Ока! Приём!... Витя! Тебя не слышу! Перехожу на запасную!.... - Товарищ лейтенант! Связи нет!...." "- Весело!" - подумал я. А по плану учений мы должны были отступать, а соседний полк (танковый) на нас наступать. ......... Потом на нас двинулась рота танков условного противника..... ......... А у меня у одного колесного хода фаркоп развалился. ....... И как мы выкручивались? Рассказать, в какие пятки падало моё сердце и как под бушлатом по моей спине капало что-то мокрое? ...... Короче, долго рассказывать. В конце-концов выкрутился. И хорошо, что бой был учебный. Но "кусочек 1941-го" мне показали конкретно. (А потом оказалось, что в штабе аккумуляторы сели...)

дед1: Закорецкий А такие чудеса свойственны Савецкой армии и Военно морскому флоту. По-моему это НЕ истребимо. Это, на мой взгляд, идет от того, что савецкая система отучила людей уважать человека, как личность. По принципу: Единица - НОЛЬ. Единица - ВЗДОР. Голос единицы тоньше писка(с).... Потому любая работа в коллективе сводилась к ущемлению личности. В армии это ВСЕГДА носило гипертрофированный характер. Я служил давно(демобилизовался в ноябре 64 года), служил 3 года в ПВО страны. Бардак был, что называется буть здоров, правда безобразий было гораздо меньше чем сейчас. По-моему потому, что дедовщины сейчас НЕТ. Потому правит безпредел. Но меня всегда удивляла, что любую работу или наряд, командиры и начальники ВСЕГДА (вряд ли сейчас по другому) обставлялось, как некое наказание, причем с уклоном на унижение и подавление личности. То что личность в армии(любой) должна подавляться - это Не вызывает сомнений, ибо так и должно быть. А вот обставить работу, как унижение - это полагаю исключительная прерогатива СА. В результате вместо того чтоб служить Родине(извиняюсь за пафос), солдат руководствуется, глядя на офицеров ПОФИГИЗЬМОМ, т.е. по поговорке: подальше от начальства, поближе к кухне. Я все пытался понять зачем командиры заставляли солдат "обслуживать" вверенную подразделению технику(не важно машину или рацию). Вот солдаты и "обслуживали", че нибуть отвинтит(18-летний пацан), а унего лишний винтик потом останется. Включаешь НЕ работает. В результате 70%% боевой техники в частях не БГ. Потому я категорический сторонник армии профессиональной - для Родины дешевле, а главное надежней. Вряд ли в Украинской армии сегодня по другому. Народ-то нашинский - савецкий.

1963 new: Про связь чуть есть у меня:"РАДИО в войне из четырех частей (много): 1. ПРИОРИТЕТЫ Кто и где изобрел радио напоминать не буду? Итак, 'По штату военного времени в ПЕРВУЮ мировую войну русская армия имела по одной роте с 8 радиостанциями при каждом штабе армии и по одной радиостанции при каждой кавалерийской дивизии. Полевые радиостанции этого времени могли обеспечивать связь на 230-250 км.' ...'Парадоксально, но к началу войны западные армии, будучи богаче русской армии техникой, имели ещё меньше радиосредств. Так, в германской армии было всего 40 полевых радиостанций, а в английской - ещё меньше. Пользоваться радиосвязью тоже не умели и очень часто передавали важные сообщения открытым текстом, нешифрованно.'. Коммунисты, на удивление, не профукали первенство: 'К концу 1920 года специальные войска связи насчитывали один поезд связи, 13 отдельных батальонов связи, 79 телеграфно-телефонных рот, 13 отдельных рот связи, 3 радио-базы, 38 отдельных радиостанций, склады, мастерские и другое. Общая численность войск связи превышала 100 тыс. человек (!).'. "Бывший командир радиодивизиона 1-й Конной армии А. Л. Минц стал главным разработчиком мощных и сверхмощных радиовещательных станций СССР - Сокольнической (20кВт, 1926г.), им. Коминтерна (500 кВт, 1933г.), первой в мире (!) мощной коротковолновой РВ-96 (120 кВт, 1938г.) и других." http://www.rt.mipt.ru/misc/radio/index8.html Уровень разработок был примерно такми: "Земля" - радиостанция времен Великой Отечественной Войны. При обучении разведчика работе на ней не требовалось изучения азбуки Морзе и навыков в поиске сигналов радиоузла, поскольку было предусмотрено визуальное считывание с табло частоты для настройки передатчика разведчика, а также различных команд, передаваемых Центром. Информация накапливалась на магнитную ленту (!!!) и передавалась на радиоузел с высокой скоростью (радиограмма в 300 групп пятизначного текста передавалась за несколько секунд)." По ссылке на фото посмотрите. http://www.oldradioclub.ru/issues/issue361.htm http://www.amrad.interdon.net/issues/issue361.htm Про рацию 'Север' я писал выше. Так может все это были единичные разработки, не запущенные в массовое производство? Давайте, посмотрим: 2. ЗЕМЛЯ 'Станция РБ (радиостанция батальонная)(!) была создана в 1936 г. Она обладала широким диапазоном частот, работала на разные типы антенн и обеспечивала вдвое большую дальность связи, чем ее предшественница 6ПК. С 1938 г. начался серийный выпуск РБ, а уже в 1940 г. приступили к ее модернизации.' Только в одном 1940 г. было выпущено 4523 шт. РБ (!). 'Одной из самых труднорешаемых задач стала организация связи низового звена армии - взвод, танк, батарея и т.п.(!!!) Имевшиеся станции РБ и РБМ не удовлетворяли по объему, весу и экономичности. Они транспортировались в двух упаковках и требовали для обслуживания двух человек. Но главным недостатком было даже не это. Низовых радиостанций требовалось на порядки больше, чем каких-либо других, и, работая на коротковолновом диапазоне в условиях крупных операций, они так забивали эфир, что диапазон становился практически непроходимым.' - Вспомним об этом когда будем говорить о радиостанциях на танках и самолетах. Как советские конструктора решили задачу? 'Выход был найден в освоении УКВ диапазона. В 1940 г. была создана ультракоротковолновая радиостанция А-4, испытания которой дали сверхожидаемые результаты. Работая амплитудно-модулированным сигналом при мощности передатчика 1 Вт, станция обеспечивала устойчивую связь на 8 км при чрезвычайно высокой для того времени стабильности частоты.' Вот сравнение следующей модификации А-7 с американским аналогом: 'В 1943 г. по ленд-лизу из США прибыла первая партия возимых (!) радиостанций SK-610, тоже с частотной модуляцией и примерно тех же параметров. Выглядела она наряднее, имела телескопическую антенну и громкоговоритель, но у нее практически имелось только две частоты, в то время как А7 имела 120 фиксированных частот, потребляла в несколько раз меньше энергии и была легче.' http://radiomuseum.ur.ru/index8.html Скорее всего имелась ввиду американская SCR-610, возимая на джипе. А7 имела необычное зарядное устройство:” Радиостанция А-7 была с частотной модуляцией вместо амплитудной - перехватывать ее немцам было невозможно. Нам удалось решить для партизан проблему зарядки аккумуляторов радиостанций: Иоффе помог оборудовать лабораторию по изготовлению термопар, и мы выпускали чайники и котлы, которые от костра при приготовлении пищи заряжали аккумуляторы» http://www.msevm.com/oldradio/a7/ Еще одна УКВ: 'УКВ радиостанция РРУ обслуживалась одним бойцом-радистом как стационарно, так и на марше. Радиостанция имела по тем временам хорошие характеристики. Дальность действия - 2-4 км. Масса - 8 кг. В 1938 году большая партия радиостанций поступила в войска, заявив тем самым о начале широкого освоения УКВ- диапазона в армии. В августе 1939 года РРУ прошли боевое крещение на Халкин-Голе. С учетом полученного опыта к концу 1939 года Владимир Иванович Немцов разработал радиостанцию ротной (!) сети РРС.' Очень сложно найти данные по выпуску всех радиосредств промышленностью. Можно судить только по косвенным данным, например отсюда http://www.battlefield.ru/radio/index_r.html . 'Советское правительство вынуждено было несколько раз пересматривать вопрос о сроках пуска эвакуированных радиозаводов, однако, несмотря на принимавшиеся энергичные меры, ни один из этих сроков не был выполнен, что привело к резкому сокращению поставок радиосредств в действующую армию. Так, если в 3-м квартале 1941 года в армию было поставлено 43702 единицы (!) радиосредств, то в 1-м квартале 1942 года - всего 3684 шт.'. Третий квартал 1941 года (июль-сентябрь) - 43702 единицы ! Вдумайтесь в эти цифры. Да, сюда входили и телефонные (телеграфные) аппараты - если брать долю их выпуска по данным 1940 года из таблицы приведенной источником выше она составит 82%. Таким образом 18% от 43702 единиц это 7866, т.е. примерно столько радиостанций (включая самолетные и танковые) было произведено в третьем квартале 1941г. А за первые 6 месяцев? А в предыдущие годы? 3. РАЦИЯ НА ТАНКЕ 'До начала войны радиотехническая промышленность Советского Союза выпускала для бронетанковых войск в месяц (!) около 400 радиостанций 71-ТК и 5-10 радиостанций РСМК. Учитывая, что радиостанции устанавливались лишь на командирских машинах (т.е. было радиофицировано только 10-20% от общего выпуска танков), такое количество радиостанций вполне удовлетворяло потребности бронетанковых войск в мирное время.' http://www.battlefield.ru/radio/index_r.html А выпускались еще танковые РТУ, КРСТБ, 10-РК-26,10-РТ, 9-Р и др. Т.е. в год примерно 4800 ? Как же это получается 10-20 % танков? Очень просто - эти радиостанции ставились также практически на все на бронемашины. Мешало это танкистам? Давайте послушаем уважаемого человека - Федоренко Я. Н., генерал-лейтенант танковых войск, начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии в 1940 году на совещании комсостава приводил такой пример: 'Я хочу обратить внимание на вопрос радиосигналов. Радиосигналы широко(!) применяются в танковых войсках. Мы, например, пишем 25 - это значит двигаться с исходного положения; 40 - все направо; 20 - все налево; 50 - все кругом и т. д. и т. п. И эти сигналы доводятся до танка. Я на учениях взял таблицу сигналов и по ней скомандовал: 'все кругом!', и все соединение вместо атаки повернуло кругом. Командир соединения ничего не мог сделать Таких сигналов, которые можно дать с любой машины для всего соединения, мы не можем допускать. Сигнал командира корпуса должен знать только командир дивизии и его штаб. Только в роте можно допустить, чтобы сигнал роты знала вся рота. А у нас дается один сигнал для всех, и если противник захватит разведчика, он может сорвать всю операцию, дав сигнал для всего соединения, то есть может взять управление в свои руки.' http://militera.lib.ru/docs/da/sov-new-1940/74.html Так называемые 'устаревшие' БТ-7 'после 1938 г. уже все получили радиостанцию марки 71 -ТК -1 и танковое переговорное устройство ТПУ-3 Для связи на близком расстоянии применялась радиостанция РТУ , а на дальнем - 71-ТК-1. Обе станции оснащались штыревыми антеннами.' Плюс сотни других данных о наличии радиооборудования на танках и бронемашинах в самом начале войны. Подводя итог могу сказать, что коммунистические историки здесь осуществили в очередной раз подмену понятий. Да, радиостанции стояли не на всех танках, хотя и 10-20% представляется очень заниженной цифрой . Мешало это управлению танковыми соединениями? Думаю, нет. ВСЕ танки были оборудованы радиоприемниками! Зачем НЕ командиру обратная связь? Ты, рядовой - получил задачу, умри, но выполни! Плюс, вспомните про забивание эфира. Можно спорить правильная эта концепция или нет, но говорить про отсутсвие какой-либо связи не надо! Кстати аналогичная ситуация с самолетами. 4. САМОЛЕТЫ С рацией на танке будем считать что разобрались? Нужна ли рация на самолете? Давайте послушаем еще одного свидетеля: 'А.А. Туржанского "Во главе Советской авиации" в сборнике "Реввоенсовет нас в бой зовет" - М., Воениздат, 1967, с. 186-187. "В 1931 г. меня назначили командиром авиабригады Научно-испытательного института ВВС. В середине июня 1931 главком ВВС П.И. Баранов сообщил мне, что в ближайшие дни Центральный аэродром посетят члены Политбюро во главе со Сталиным и будут знакомиться с авиационной техникой. Самолеты я выставил на юго-восточной окраине аэродрома: истребители И-4, И-5, французский "Потез", чешский "Авиа", далее разведчики, легкие бомбардировщики Р-5, тяжелый бомбардировщик ТБ-1. Около полудня на аэродром въехала вереница автомашин. Гости пешком двинулись к самолетам. Ворошилов приказал сопровождать всех и давать необходимые пояснения. Я предложил осмотреть сначала самолет И-5. Сталин по стремянке поднялся в кабину, выслушал мои пояснения и вдруг спросил: - А где здесь радио? - На истребителях его еще нет. - Как же вы управляете воздушным боем? - Эволюциями самолета. - Это никуда не годится! На выручку поспешил инженер по радиооборудованию. Он доложил, что опытный экземпляр рации имеется, но проходит пока лабораторные испытания. Сталин сердито взглянул на Орджоникидзе и Баранова, потом повернулся ко мне. - Показывайте дальше! Следующим был французский самолет "Потез". - А у французов есть радио? - поинтересовался Сталин. Мой ответ был отрицательным. - Вот как! - удивился он. - Но нам все равно нужно иметь радио на истребителях. И раньше их. Затем мы подошли к самолету Р-5. Сталин опять спросил: - Здесь тоже нет радио? Я отвечал, что на этом самолете имеется рация. Если угодно, то можно поднять самолет в воздух, и тогда гости могут с земли вести разговор с экипажем. Настроение Сталина несколько поднялось. Он вроде бы даже пошутил: - А вы не обманываете? Покажите мне радиостанцию..." Заметьте о каком годе идет речь - 1931! http://www.duel.ru/199924/?24_4_1 Походил т.Сталин по аэродрому и через 10 лет ничего не сдвинулось с мертвой точки? Кстати, про бомбардировщики историки забывают, но 'В 1936 г. была принята к производству коротковолновая радиостанция РСБ (радиостанция самолета-бомбардировщика). РСБ имела мощность в антенне 50 Вт и обеспечивала связь телефоном на 350 км, а телеграфом - на 1500 км.' Похоже все бомбардировщики имели радиостанции. А завод в Горьком: 'В период с 1933 -1937 годы радио-производство уже составило 82% объема выпускаемых изделий. Были освоены самолетные радиостанции: 15-СК ( С - самолетная, К- коротковолновая), 15-СК-1, 5-СУ (У- ультракоротковолновая), РСВС, РСВС-1 v ближнего действия; РТБ, РТБ-К (Р- радиостанция, Т- транспортных, Б- тяжелых бомбардировщиков), РСБ v коротковолновая для бомбардировщиков, РСБ-М, РСД, РСД-М (Д- для дальних бомбардировщиков с комбинированным диапазоном "СВ" и "КВ") v дальнего действия; наземные радиостанции средней мощности v 3А, II-АК (А- автомобильная); из радиоприводных v АПР-3 (А - авиационная, П - приводная); пеленгационных v 54ДП, а также РУК v радиоузел для высших войсковых соединений и другие. Выпуск радиостанций увеличился в 8,2 раза (!).' http://museum.nnov.ru/nitel/expoz/svtec/svtec.htm Радиостанция РСИ-4 (а она в то время устанавливалась на наши новейшие истребители) в телефонном режиме позволяла поддерживать связь на дальности до 150 км. В то же время следует иметь в виду, что к началу войны в авиации оставалось большое количество радиостанций производства 1932-1936 гг., таких как 14К [14СК. - Прим. РМ РКК] с дальностью телефонной связи до 50 км и 15К [15СК. - Прим. РМ РКК] соответственно с дальностью до 30-40 км. Последними, видимо, и должны были быть вооружены истребители И-16, И-15, И-153, составлявших основу истребительного парка СССР. http://www.rkk-museum.ru/documents/press/iap.shtml Ситуация аналогична радиооборудованию танков. Рации у командиров для двухсторонней связи. А ПРИЕМНИКИ у всех! Почему? Ну еще одной из причин являлась цена, народную копеечку при том социализме иногда считали: '"Все истребители должны были оснащаться приемниками РСИ-4 (в этом случае цена самолета с мотором и оборудованием определялась равной 236 тыс. рублей), а каждый третий (!) - еще и передатчиком РСИ-4 (цена самолета - 238 тыс. руб.).' 'Еще в процессе госиспытаний И-200 в сен-тябре 1940 г. проверялась работа станции РСИ -3 ( РСИ - радиостанция истребителя) с приемником РСИ-4 'Малютка' на дальность 70 км, при этом были получены удовлетворительные результаты. В феврале 1941 г. в HИИ ВВС была оценена максимальная дальность уверенного приема радиостанции РСИ -3, которая составила 150 км. Кроме того, РСИ-3 имела всего шесть фиксированных частот для связи, а РСИ -4 - уже 90. Hачиная с 51-го самолета 6-й серии каждый третий истребитель МиГ-3 выпускался с радиопере-датчиком РСИ -4 [3]. Приемниками РСИ -3 или РСИ -4 оснащались все (!) серийные МиГи. Однако качество связи на многих машинах было неважным: из-за плохого экрани-рования системы зажигания мотора и неаккуратной металлизации самолета в наушниках пилота создавался постоянный утомительный шум, сквозь который было почти невозможно услышать радиосообщение. Дело доходило до того, что многие пилоты попросту обрезали шнуры шлемофонов, чтобы они не мешали вертеть головой. Плохое качество связи самым негативным образом отразилось на потерях советских истребителей в начальный период войны. Hо во многом были виноваты и эксплуатационники: многие инженеры строевых частей не умели как следует отрегулировать радиостанции (!)." http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Mig3/11.htm 'В 1940 году было выпущено 2362 истребителей И-153. Из них радиостанция "Сокол" была установлена на 1009, передатчик РСИ -3 "Орел" - на 211, приемник РСИ -4 "Малютка" - на 18.' Да, связь была не очень, да, рации стояли не у всех. Но когда организация связи была сделана по Уставу как она работала? Обратимся вновь к мемуарам: '6 Воздушная армия, Северо-западный фронт Вылеты наших истребителей с аэродромов планировались так, чтобы в каждой группе, хотя бы у ведущего, обязательно была приемо-передающая радиостанция для двусторонней связи с нашим наблюдательным пунктом. Если приходящая группа самолетов на связь не выходила, на вызовы не отвечала, то мы устанавливали связь командой: 'Ласточка', я 'Колокол', если понял, - покачай'. Когда самолет покачивал плоскостями, это значило, что все в порядке, летчик нас понимает, связь хотя и односторонняя, но есть, значит группа управляема (!). Ведущий группы докладывал о подходе к наблюдательному пункту, просил сообщить воздушную и метеорологическую обстановку и разрешить следовать на задание. Все летчики внимательно слушали радиостанцию наблюдательного пункта, чтобы узнать обстановку в воздухе. С излишними разговорами в строю(!) мы вели беспощадную борьбу, так как они не только затрудняли управление, но и могли стать источником сообщения о вылетах нашей авиации. Когда самолеты пролетали наблюдательный пункт и приближались к линии фронта, с ними вступали в радиосвязь авиационные представители в наземных войсках, которые сообщали им наземную и воздушную обстановку в данном районе боевых действий, указывали наземные и воздушные цели и по возможности наводили на них. Однажды днем, когда воздушная обстановка была сравнительно спокойной и на вышке никого, кроме меня и дежурного телефониста, не было, вдалеке появилась группа вражеских самолетов Ю-87. Их легко было узнавать по неубиравшимся шасси. И в это же время подошла для патрулирования четверка наших истребителей, которую я стал немедленно вызывать на связь и наводить на группу 'юнкерсов'. Но ведущий группы на вызовы не отвечал и команду не выполнял. Тут я заметил, что к нашей вышке неторопливо подходят одетые в бекеши Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко и командующий 27-й армией генерал-лейтенант Ф. П. Озеров. Вот они подошли, посмотрели вверх на лестницу и начали медленно по ней подниматься. Положение было не из веселых: непрерывно зову истребителей, но они молчат и по-прежнему держатся в стороне и выше 'юнкерсов'. А они все ближе и ближе. Когда маршал поднялся на вышку, я доложил ему воздушную обстановку и еще раз очень громко приказал истребителям атаковать группу бомбардировщиков. И в это мгновение истребители, то ли они услышали, наконец, команду, то ли сами увидели противника, вдруг стремительно ринулись на 'юнкерсов'. Два или три самолета загорелись, а остальные бросились врассыпную, беспорядочно сбрасывая бомбы на головы своих же войск. Был ясный тихий морозный день, небо синее-синее и видимость, как шутят в авиации, миллион на миллион. Впечатление было настолько сильным и ярким, атака истребителей так молниеносна и красива, что маршал Тимошенко, по-видимому, был просто поражен и приказал поднявшемуся к этому времени на вышку генералу Дмитриеву представить всю четверку к награждению орденами Красного Знамени.' http://militera.lib.ru/h/nwf/07.html

1963 new: Для тех, кто дочитал мое предыдущее сообщение до конца. Продолжение. "В начальном периоде войны "тридцатьчетверки" оснащались радиостанциями 71-ТК-3, и то не все машины. Последний факт не должен смущать, такая ситуация была обычной в вермахте, радиофикация которого обычно сильно преувеличивается. Реально приёмопередатчики были у командиров подразделений от взвода и выше. По штату февраля 1941 г. в легкой танковой роте приёмопередатчики Fu.5 устанавливались на трех Pz.II и пяти Pz.III, а на двух Pz.II и двенадцати Pz.III ставились только приёмники Fu.2. В роте средних танков приёмопередатчики имели пять Pz.IV и три Pz.II, а два Pz.II и девять Pz.IV - только приёмники. На Pz.I приёмопередатчики Fu.5 вообще не ставились, за исключением специальных командирских klPz.Bef.Wg.I. В Красной Армии была аналогичная, по сути, концепция "радийных" и "линейных" танков. Экипажи "линейных" танков должны были действовать, наблюдая за маневрами командира или получать приказания флажками. Место под радиостанцию на "линейных" танках заполнялось дисками к магазинам пулеметов ДТ, 77 дисков емкостью 63 патрона каждый вместо 46 на "радийном". На 1 июня 1941 г. в Красной Армии был 671 "линейный" танк Т-34 и 221 - "радийный". http://www.rkka.ru/tank-vs-tank/analysis/t-34_tank_i_tankisti.html И на закуску: После пяти недель боев еще не всё имущество было потеряно на Западном фронте: "II. Силы и средства начальника связи фронта Фронт, кроме штатных подразделений связи, входящих в состав корпусов, дивизий и т. д., имеет ОЛБС – 11, ОТСР – 7, ТЭР – 6, КШР – 14, против потребных фронту ОЛБС – 24, ОТСР – 20, ТЭР – 11, КШР – 40. Обеспеченность войск фронта имуществом связи совершенно неудовлетворительная. Привожу данные по основному имуществу. Радиостанции мощные (РАФ, 11-АК, РАТ): положено – 169 шт., имеется – 69 шт., недостает – 100 шт. Радиостанции средней мощности (РСБ, 5-АК): положено – 1516 шт., имеется – 477 шт., недостает – 1039 шт. Полковые и батальонные рации (6 ПК, РБ, РБС): положено – 6270 шт., имеется – 2748 шт., недостает – 3522 шт. Телеграфный кабель: положено – 13708 км, имеется – 3115 км, недостает – 10593 км. Телефонный кабель: положено – 58586 км, имеется – 25453 км, недостает – 33133 км. Автотранспорт: Точных сведений нет. Обеспеченность не выше 20 %. На складах фронта имущества нет. Таким образом, армии фронта снабжены имуществом связи в среднем не более 20-30 % от положенного. III. Использование средств связи 1. Радиостанции и т/т станции завалены многословными телеграммами-шифровками. Например, обмен радиостанций штаба фронта за сутки в среднем составляет до 17 тысяч слов. Обмен телеграмм штаба фронта за 31 июля составил 50 тысяч слов, не учитывая переговоры, оперативные сводки и работу автоматики. 2. По проводам непрерывно ведутся длительные переговоры, часто дублирующие донесения. 3. Переходы штабов в новые пункты, как правило, подготавливаются без ведома начальников связи, что влечет потерю связи со штабами на длительные сроки. 4. Слабо используются для связи подвижные средства: самолеты, броневики и мотоциклы. " Доклад начальника связи Западного направления Военному совету Западного фронта о состоянии связи фронта на 1 августа 1941 г. (2 августа 1941 г.) http://bdsa.ru/documents/html/donesaugust41/410802.html

Alexsoft: Закорецкий пишет: Что значит, "не было связи"? Вообще так сказать "изначально"? Скорее несколько причин. Из-за которых "связи не было ", хотя "какая-то связь" и была. 1.(И самая важная на мой взгляд) Советские генералы не считали связь Оружием. Так..мелочь ...какой-то приятный бонус к стреляющей, ползающей, летающей железяке или человечку. Есть такая история.её не все знают, потому расскажу. Про Гудериана как-бы известно, что он в 1МВ в связи служил. Рацией командовал в дивизии. Короче , создается впечатление , что он был этаким кавалеристом, типа Буденного. Но сунули в связь, наблатовался. И этакая гремучая смесь кавалериста со связником и дала миру Быстроходного Гейнца. Не совсем так было. Осенью 19111 года молодой , 18-летний Гудериан пришёл к отцу за советом. Сказал просто."Папа !У меня есть выбор - куда поступить на курсы повышения квалификации скажем . На пулемётные курсы или на курсы связи. Куда?" Умудрённый опытом генерал-майор дал ему совет. Однозначно против пулемётов "потому что у них нет будущего"(с). Сын с отцом согласился и прибыл 1 октября в радиороту 3-го телеграфного батальона. Подобного генерала связиста у нас не было. Не.. не так. Подобного связиста , поднятого до высот генерала у нас не было. ни после 1МВ, ни после 2МВ. Ни сейчас. Всегда наша связистская военная техника- это какойто ужас и стыд. Причём мы ещё этим и гордимся."Ничего что рация ламповая и 50 кг вести.Зато ЭМИ ей не страшен." 2. Всё таки низкий уровень образованности рядового связиста тех лет. Книга 39 года? Дк это и говорит о низком уровне. В моё время практики в радиоремонте в 90-е все книжки были 60-70 годов. И их хватало. Нельзя из крестьянина , сунув ему в руки книжку сделать связиста. Из сопляка ремеслухи тож нельзя, хотя вероятность и выше. Будет нечто такое деревянное , этакая "блондинка в сапогах", знающее что если нажать эту пимпочку и сказать в--ооо-т сюда..То с той стороны мож услышат. 3. упор всё -таки на проводную связь. телеграф телефон. Мож оно и правильно было при наших расстояниях. И низком уровне развития радиодела. Ну вот эт-то столбы бранденбуржцы и попилили. Всё это умножается низким развитием той-же проводной связи на вновь приобретённых территориях. Резюмируя , скажу что "Потеряна связь" - это не верно. Нельзя потерять то, чего и не было. "Связи не было" - это да. Но иеё и до войны не было. Была иллюзия. Немцы ( да и мы сами в первую очередь) нас этих иллюзий лишили.

1963 new: Alexsoft пишет: 3. упор всё -таки на проводную связь. телеграф телефон. Мож оно и правильно было при наших расстояниях. И низком уровне развития радиодела. Почитайте то, что я выше запостил. Правда много букФ.



полная версия страницы