Форум » » Приказы НКО до 22 июня 1941 г. » Ответить

Приказы НКО до 22 июня 1941 г.

Закорецкий: Добрался до приказов НКО до июня 1941 г. на Милитере: http://militera.lib.ru/docs/da/nko/index.html Оказалось интересное занятие, если вчитаться. И возник ряд вопросов.

Ответов - 93, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Закорецкий: Закорецкий пишет: Надеюсь распознать и выложить на сайте. Выложил. С комментарием. Его концовка: Итак, 19-20 июня 1941 г. НКО СССР издет парочку приказов о срочной маскировке войск у западных границ СССР (особенно авиации - что понятно, так как если пехота может быстро покинуть свои палатки/окопы, то вряд ли можно быстро переместить аэродромное хозяйство). Готовность в 1941 г. определялась к 1-15 июля. Такие приказы имеет смысл отдавать при наличии каких-то конкретных планов ведения серьезной боевой работы. Видимо, не случайно 1-е издание книги Ясина вышло в начале сентября 1939 г. До освободительного похода РККА в восточную Польшу оставалась еще пара недель - какие-то мероприятия еще можно было выполнить (хотя и не все). Но сильного противодействия тогда вряд ли ожидалось. А для понимания "на всякий случай" книга вполне могла пригодиться. Понятно, что в те времена (в 1939 г., да и к 22.06.41, а собственно как и теперь) мгновенно выполнить все мероприятия по маскировке практически не было и нет возможности. Реально - за несколько дней-недель (составить план, отослать заявки на материалы, получить на склад, назначить бригады исполнителей, выполнить). Т.е. получается, что в начале лета 1941 г. серьезную боевую работу НКО с Генштабом ожидали не раньше середины июля. Точнее говоря, именно с середины июля 1941 г. НКО с Генштабом ожидали начало серьезной боевой работы (но не в 1942 г.). Однако она началась почему-то 22 июня. Неожиданно. Кстати, проводя "доп. поиск", наткнулся еще на интересные моменты в других приказах "поближе к 22.06.41" (возник план сварганить еще статью на сайт). И вообще - чем больше знакомишься с подробностями довоенной Теории ММВ, тем меньше интереса остается для того никак ненайденного "плана". Все конкретнее растет понимание, что готовилась "Первая операция". Чисто по теории - по тем подробностям Теории ММВ, по которым вполне можно реконструировать тот "План". А уж найдется ли он (наконец-то) или нет - уже не суть.

Iskatel222: Закорецкий пишет: Выложил. С комментарием Уточните цифру пожалуйста а потери Германии составили 35322 самолета

Закорецкий: Iskatel222 пишет: Уточните цифру пожалуйста >> а потери Германии составили 35322 самолета А-а-а!!!! Уточнил. Это точка не распозналась. Над читать:Было уничтожено не менее 1811 советских самолетов, а потери Германии составили 35. 322 самолета было сбито истребителями и зенитной артиллерией, а 1489 было уничтожено на земле. Т.е. "35" самолетов - это потери Германии. А 322 + 1489 = 1811 - это потери СССР.


Iskatel222: Ф. Ф. Архипенко война застала на Украине. "22 июня в 4 часа 25 минут все кругом содрогнулось от взрывов и группа немецких бомбардировщиков до 60 самолетов нанесла сокрушительный удар по аэродрому... Не успели опомниться от первого удара, как на аэродром был произведен второй налет. Противодействовать ударам бомбардировщиков мы не могли. Летный состав находился в Ковеле у своих близких, а зенитной артиллерии возле аэродрома не было — это была одна из тяжелейших оплошностей вышестоящего руководства. Постепенно стал прибывать на аэродром летный и технический состав, начались отдельные вылеты наших летчиков. До полудня наш аэродром четыре раза подвергался массированным бомбардировкам. В 11 часов дня из Житомира к нам прилетел авиаполк на самолетах И-153. Фактически в этой тяжелейшей обстановке никакого руководства на аэродроме не было. Я же, оперативный дежурный по аэродрому младший лейтенант Федор Архипенко, неумело пытался организовать редкие боевые вылеты и эвакуацию разбитых машин. Связь была нарушена, указаний и приказов — никаких, лишь внутренние телефонные линии, проложенные к стоянкам авиаэскадрильи, уцелели каким- то чудом..." Только около 13 часов прилетел заместитель командира смешанной авиадивизии генерал И. А. Лакеев, а к 14 часам прибыл командир полка, который отпустил Архипенко с командного пункта. На второй день войны на аэродроме летчики насчитали целыми всего 25–30 самолетов, более сотни оказались повреждены осколками, а остальные сгорели. Далее Ф. Ф. Архипенко пишет в своей книге: "В целом для полка второй день войны прошел спокойно, немцы аэродром не трогали, летали над ним только разведчики. Зато утром третьего дня прилетела дюжина истребителей Me-109. Стали в два круга: шесть самолетов с правым креном и шесть самолетов — с левым и проштурмовали, как на полигоне. Обстрелы были точные, уверенные, как по мишеням. В результате на аэродроме осталось 10 исправных И-153 и один Миг-1, все остальные машины (около 150) были повреждены. По Архипенко, вообще какие-то чудеса, полный аэродром самолетов, нет ни летсостава, ни начальства, ни связи (ну ладно на самолетах, полковая радиосвязь куда исчезла?). А о зенитчиках что сказать? Промолчу. Плюс пригоняют еще один авиаполк (самолетов 60?), забивая аэродром (в этих самолетах тоже не было летсостава и горючего?), лишая самолеты возможности маневра и многократно повышая пожарную опасность, в общем, аэродром откровенно подставили немцам под разгром, те наверно сами в шоке были. Потом начальство неспешно прибывает, и немцы уже не напрягаются, целый день не бомбят, да и что там бомбить-то осталось? На третий день лишь подзачистили, замели так сказать следы успешного хозяйствования начальства в довоенный период. И следы "усиленной маскировки" и засевов травы. Интересно было бы проследить дальнейшую судьбу начсостава этих разбомбленных полков после этой "Операции Ы" - эвакуация, переформирование, новые самолеты, грудь в крестах?

Закорецкий: Iskatel222 пишет: Интересно было бы проследить дальнейшую судьбу начсостава https://ru.wikipedia.org/wiki/....: Архипенко, Фёдор Фёдорович С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. До июня 1942 года воевал в составе 17-го истребительного авиационного полка 14-й смешанной авиационной дивизии 17-й истребительный авиационный полк (1-го формирования) К 22 июню 1941 года имел на вооружении 52 самолёта И-153 и И-16 (из них 5 самолётов неисправных). Перед началом войны полк базировался в Любитове (восточнее Ковеля), в мае перебазировался в Велицк (район станции Голобы) на лагерный летний период. Полк имел четырёхэскадрильный состав. С первого дня войны до 03.07.41 г. действовал на Юго-Западном фронте в составе 14 сад. В начале июля выведен в состав 11-й зиап на переформирование. В конце июля 1941 г. получил в Ростове-на-Дону ЛаГГ-3, которые использовал до декабря 1942 г.

Iskatel222: Закорецкий пишет: ...полк ... в мае перебазировался в Велицк Спасибо за наметку, вот тут сразу попалось интересное Новая хронология катастрофы 1941 М. С. Солонин О разнообразных бомбежках Киева 22 июня и разгроме 14 САД О бомбежках Киева разные источники упоминают то Бровары, то Борисполь, то Жуляны, бомбят то с 2 км, то со 100 метров, причем один авианалет в разных местах героически отбивали бойцы 36 ИАД. Пойду почитаю дальше... Ну вот хотя бы «664 экипажа отправлены в Москву для переподготовки и получения новой матчасти и еще 369 экипажей, не имеющих матчасть, находятся в частях фронта». ... было потеряно 4/5 боевых самолетов и сохранено 3/4 летных экипажей. Такой интересный разгром надо суметь спланировать! Одним махом высвободить экипажи для новых самолетов, избавившись от устаревшего и потрепанного авиаимущества.

Iskatel222: А вот еще с сайта солонинского Взгляд из кабины Юнкерса 2-й боевой вылет: Участвовали 8 Ju-88, вылетевшие в интервале между 06:39 и вернувшиеся в интервале между 08:10 и 08-20. В 07:20 был атакован аэродром Nielisk (судя по дальнейшему описанию, речь идет об аэродроме Велицк, 30 км к северу от Ковеля, на котором базировался 17 ИАП - М.С.), на котором находились от 25 до 30 одно- и двухмоторных самолетов. 15 из них были уничтожены наверняка. В целом было сброшено 30 бомб SC-250 и 80 SD-50. 30-40 вражеских истребителей находились в районе расположения целей, из которых был сбит один И-153. Было замечено падение горящего самолета на землю. Не исключено, что был сбит еще один истребитель. Собственных потерь понесено не было, несмотря на истребители и, впрочем, слабую, плохо стрелявшую зенитную пушку. Немец как-то маловато самолетов насчитал - хорошо замаскировали?. К тому же услышал зенитную пушку, которую Архипенко не услыхал.

Abollon Polvedersky: Закорецкий пишет: Издана в августе 1941. Заксерил вступление. Почитал. Стало понятно, почему Тимошенко 19.06.41 приказал маскировать аэродромы. Даже если и не читать Ясина, можно понять "инициативу" Тимошенко. Посмотреть "журнал посещений вождя" за 17-18 июня и найти бумажку с подписью товарища Сталина. Тимошенко приказал на основании приказа вождя. Система-с! Пора уже усвоить, кто был главным "приказчиком" ВС СССР!

Закорецкий: Abollon Polvedersky пишет: и найти бумажку с подписью товарища Сталина. Понятно. Продолжаем в том же духе (подгавкивать из-за угла). А сразу нельзя было намекнуть на том 2-ой? № 575. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР И ЦК ВКП(б) "О МАСКИРУЮЩЕЙ ОКРАСКЕ САМОЛЕТОВ, ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС, ПАЛАТОК И АЭРОДРОМНЫХ СООРУЖЕНИЙ" № 1711-724сс 19 июня 1941 г. Сов. секретно В связи с тем, что выпущенные и выпускаемые промышленностью самолеты по своей окраске не удовлетворяют современным требованиям маскировки, Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют: 1. Принять предложения начальника Главного управления ВВС т. Жигарева и начальника НИИ ВВС т.Петрова о маскирующей летней окраске самолетов. 2. Обязать Наркомат авиационной промышленности (т.Шахурина) перейти с 1 июля 1941 года на маскировочное покрытие матовой краской всех типов \388\ боевых, учебных и пассажирских самолетов, согласно пункту 1 настоящего постановления. 3. Утвердить приказ НКАП по маскирующей окраске самолетов. 4. Обязать начальника ГУ ВВС т. Жигарева: а) к 20 июля 1941 года все имеющиеся в строю самолеты покрасить маскирующей краской, согласно пункту 1 настоящего постановления, за исключением нижней поверхности, которую оставить с прежней окраской; б) к 20 июля 1941 года произвести маскировку взлетных полос; в) к 1 июля 1941 года произвести маскировку палаток; г) к 30 июля 1941 года произвести маскировку аэродромных сооружений. 5. Утвердить приказ НКО - О маскирующей окраске самолетов и о маскировке взлетных полос, палаток и аэродромных сооружений в частях ВВС. 6. Обязать Наркомхимпром (т.Денисова) обеспечить с 25 июня 1941 года сдачу красок для Наркомавиапрома в сроки, количествах и номенклатуре. 7. Утвердить мероприятия по обеспечению изготовления маскирующих красок. 8. Поручить ВВС (т. Т. Жигареву и Петрову) к 15 июля 1941 года внести предложения о зимней маскирующей окраске самолетов. 9. Обязать НКВД (т.Берия) по окончании строительства взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и якорных стоянок самолетов произвести маскировку их путем окраски применительно к фону окружающей местности. Обязать нач. ВВС т. Жигарева к 10 июля 1941 г. передать НКВД технические условия по маскировке взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и якорных стоянок самолетов. Обязать Госплан (т. Сабурова), НКВД (т.Берия) и Наркомхимпром (т.Денисова) выделить материалы и средства, необходимые для проведения работ, указанных в настоящем пункте, и представить свои предложения на утверждения СНК СССР. Председатель СНК Союза ССР и Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин АП РФ. Ф.93. Коллекция документов.

Iskatel222: Iskatel222 пишет: Новая хронология катастрофы 1941 М. С. Солонин Читаем еще интересно Накануне войны в 17-м ИАП числилось 53 летчика и 43 исправных истребителя И-153. Еще 4 самолета нуждались в ремонте, а 2 машины, разбитые в авариях, ждали капремонта или списания. Такие сведения приведены в донесении начальника штаба 14-й САД от 1 июля и докладе командира дивизии от 3 июля. (255) Правда, несколькими страницами дальше в докладе комдива появляются еще и 9 МиГ-3, по меньшей мере некоторые из которых поступили в последние мирные дни в 17-й ИАП. Огромное количество поврежденных или уничтоженных самолетов, о которых пишет Архипенко, образовалось в результате того, что на аэродроме Велицк (как и на многих других аэродромах западных округов) стояли десятки устаревших (или выработавших ресурс) самолетов, уже выведенных из состава частей и дожидавшихся отправки в тыл.Интересный метод утилизации старых самолетов - сначала вывести их в приграничные районы, а потом они будут отправляться в тыл

Закорецкий: Iskatel222 пишет: Интересный метод утилизации старых самолетов - сначала вывести их в приграничные районы, а потом они будут отправляться в тыл Та же история с танками. Сначала затарили западное приграничье толпами устаревших танков, но вывезти в тыл не успели.

Iskatel222: «За день до войны, — пишет Архипенко, — пришла шифровка, разрешающая сбивать немецкие самолеты-разведчики. Кроме того, за 10–12 дней до войны нам приказали самолеты рассредоточить по границе аэродрома. А то они плоскость в плоскость стояли. Мы также вырыли капониры и щели для укрытия личного состава…» Ни подтвердить, ни опровергнуть это сообщение документально не удалось. Первое донесение штаба 14-й САД написано от руки, карандашом, на листке бумаги из школьной тетради «в линейку». Номера и подписи нет, указано только число — 22 июня 1941 года: «89 ИАП. Уничтожено на аэродроме 6 И-16, 1 не вернулся с задания. Ранено от бомбометания 12 человек. Полк в составе 22 самолета на аэродроме в Киверцы. 46 ИАП. Уничтожено на аэродроме 1 И-16, 1 не вернулся с задания, сбито 1 И-153. Ранено 11 человек, 1 убит. Полк на аэродроме Грановка. 17 ИАП. Уничтожено 1 И-16, 1 И-153, 1 не вернулся с задания. Полк базируется Велицк. Ранено 12 человек». (256) Если верить этому документу, то столь ярко описанный в мемуарах «сокрушительный удар по аэродрому», нанесенный «группой немецких бомбардировщиков до 60 самолетов», привел к безвозвратной потере всего лишь двух самолетов в 17-м ИАП. В целом же дивизия потеряла (на земле и в воздухе) 13 самолетов, т. е. чуть меньше одной десятой от исходного числа боеготовых истребителей. Удивление вызывает лишь странная арифметика 89-го ИАП, в котором после потери 7 «ишаков» из, по меньшей мере, 47 исправных осталось всего 22 самолета. Многократно упомянутый выше доклад начальника штаба 14-й САД «Сведения о боевом и численном составе 14-й АД», составленный не ранее 1 июля, мог бы считаться более достоверным — после первого дня войны прошла целая неделя, и сведения о потерях могли быть к тому времени уточнены и перепроверены. Однако если верить этому документу, безвозвратных потерь самолетов в 89-м ИАП не было вовсе: на 21 июня числится 51 исправный и 7 неисправных (всего 58 самолетов), а на конец дня 22 июня — 45 исправных и 13 неисправных (те же самые 58). Потери 17-го ИАП гораздо больше: за день общее число самолетов в полку сократилось с 49 до 35, из них боеготовых осталось только 25 (днем ранее их было 43). 46-й ИАП, судя по докладу, потерял в первый день войны 7 И-16 и 9 И-153 (о количестве исправных и неисправных самолетов по этому полку ничего не сказано). В таком случае число безвозвратных потерь самолетов 14-й САД за первый день войны достигает 30 единиц Не согласовали количество бывших в Велицке самолетов, количество потерь и количество оставшихся. Как помнится, Архипенко насчитывал полторы сотни самолетов, после обеда 22 числа - 25, 24 - остался десяток самолетов. А дивизионный штаб учел 16 единиц потерь по Велицку. Чудеса.

747: Iskatel222 так объяснение простое. Подвергшись нападению, доблестная РККА побросала матчасть, спорола погоны и разбежалась. Причем для такой картины необязательно, чтобы разбежалась ВСЯ РККА. Достаточно драпа командиров от полка и выше, тыловиков и местной власти. Поясню на примере: ежели с аэродрома удрали водители бензовозов прямо на бензовозах, воевать аэродрому только на том, что в баках осталось. То есть в среднем полчаса. А дальше - бросать всё (аэродром, самолеты) и драпать самим. И потом отписываться, куда что делось.

Abollon Polvedersky: Закорецкий пишет: Продолжаем в том же духе (подгавкивать из-за угла). То есть, свой форум ты считаешь чьим-то "углом"? Молодца! Самоуничижение паче гордости. Типа, "... бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Самокритика, конечно, не помешает. Но не до такой же степени?! "Угол"... медвежий! Скажи еще - проходной двор.

Закорецкий: 747 пишет: Подвергшись нападению, доблестная РККА побросала матчасть, спорола погоны и разбежалась. Ну, не совсем так. 1. Погон не было - были петлицы. 2. Так разбегаться еще вопрос - где? Там, где немцы поперли по флангам с соотношением 4 : 1 в свою пользу (+ преобладание ИХ артиллерии), то хоть спарывай петлицы, хоть отстреливайся чем осталось - результат получился понятный. А в других местах (которые попали в "котел"), та же малина - хоть спарывай, хоть не - тоже осталось воевать тем, что на руках. 3. Аэродромы у границы быстро попали под наземный прицел врага. Аэродромы в будущем "котле" держать тоже не было смысла. 4. Раньше надо было думать о правильной логистике. А когда поезд ушел, извини-те, ту-ту.



полная версия страницы