Форум » » Akkermana рекогносцировки » Ответить

Akkermana рекогносцировки

Закорецкий: Выделено из других веток под инфу Akkermana (Закарпатье, Прикарпатье, Западная Беларусь).

Ответов - 152, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Akkerman: Iskatel222 пишет: Насчет бомбежки Киева интересные сказки насочинял сын Хрущева Сергей цитата: С отцом я расстался 22 июня 1941 года, когда он, вместе с прилетевшим из Москвы начальником Генерального штаба генералом Георгием Константиновичем Жуковым, машиной уехал на фронт. Товарищ Жуков достойный конкурент супер герою Бэтмену...Еще в 16-00 он в кабинете Сталина и уже в тот же день в Киеве... Если рассчитать маршруты его движения то с Киева он должен был вылететь на фронт уже в сумерках...Какая однако немецкая авиация свирепая-даже ночью все небо ЮЗФ фронта контролировала. Iskatel222 пишет: В небе над нами днем, не таясь, гудели летевшие на восток вражеские бомбовозы. Нас не бомбили, бомбили Дарницу — железнодорожный узел за Днепром. Такая «идиллия» продолжалась с неделю И это несмотря на все средства ПВО и плюс еще наличие у Киева целой дивизии 36 ИАД.....Немцы точно безбашенные.И авиации у них просто завались-летают куда хотят.(Кроме ИАД у Киева были части подобные и у Кировограда и у Проскурова и у Винницы...И все вдруг стали слепыми и приказы не получали защитить небо от агрессора.

Закорецкий: Akkerman пишет: и у Кировограда и у Проскурова и у Винницы.. Знаете, о чем я иногда думаю? Когда я езжу в Житомир (130 км от Киева на запад), то по дороге уже где-то под Житомиром проезжаю указатель перед какой-то дорогой на юг: "АЭРОДРОМ". Где-то попадалась информация, что он существовал еще до войны. О чем это говорит? Чтобы долететь до Киева немцам надо пролетать над Житомиром. Ну..., пролетели на Киев, допустим, местные И-16 не успели подняться и перехватить. А... что им мешает перехватить немцев на их обратном пути? (Только поднимись и жди). Кстати (20 Сентября, 2010 14:43): Частное предприятие «Озерное-Житомир» (Житомир) намерено построить грузовой аэропорт, транспортно-логистический центр на базе военного аэродрома «Озерное» под Житомиром. ... Грузовой аэропорт будет размещен в 10 километрах от Житомира на базе военного аэродрома «Озерное», где до 1996 года дислоцировалась 18-я авиационная база Военно-воздушных сил Украины. История: Своё первое название населённый пункт получил от расположенного рядом села Скоморохи Житомирского района, Житомирской области. Именно в то время вблизи села Скоморохи была построена взлётно-посадочная полоса и, фактически, создан аэродром, который и получил своё первое название «Скоморохи». С 1933 г. несколько зданий военного гарнизона вошло в состав посёлка Скоморохи. Это было начало развития военного городка. Военные, которые служили и работали на аэродроме «Скоморохи», жили в посёлке Гуйва и относились к тамошнему военному гарнизону. Для обустройства жизни и обслуживания аэродрома они ежедневно приезжали на аэродром в «Скоморохи». К тому времени здесь была построена всего одна взлётно-посадочная полоса и некоторые технические сооружения. Однако к началу Великой Отечественной войны данный аэродром имел большое стратегическое значение. В посёлке также уже функционировало одно крыло школы. https://ru.wikipedia.org/wiki/Озёрное_(Житомирский_район) О чем это еще может сказать? Допустим, немцы пролетели над Житомиром, их перехватить не успели. Но что мешает снять телефонную трубку, позвонить в Киев и сообщить, что на Киев летят "гости" - "встречайте!" Там спокойно поднялись и ждут.... И вдруг в этих условиях немцы спокойно долетают до Киева и спокойно возвращаются назад! Или они летали не по кратчайшему пути (через Житомир), а "петлей" через какие-то юга? Так это ж на сколько увеличивает дальность! И что, там тоже не попадалось никаких аэродромов? И все там были были пьяные и ничего в небе не замечали? Бред какой-то.

Закорецкий: Закорецкий пишет: где-то под Житомиром проезжаю указатель перед какой-то дорогой на юг: "АЭРОДРОМ". Уточнил - это не "Озёрное". "Озёрное" юго-восточнее Житомира. А то просто "Аэродром "Житомир". Но тоже не вопрос: допустим, немцев не успели перехватить в Киеве. Что мешает позвонить в Житомир и приказать "встретить" на обратном пути?


Akkerman: Закорецкий пишет: Где-то попадалась информация, что он существовал еще до войны. О чем это говорит? Чтобы долететь до Киева немцам надо пролетать над Житомиром. Ну..., пролетели на Киев, допустим, местные И-16 не успели подняться и перехватить. А... что им мешает перехватить немцев на их обратном пути? (Только поднимись и жди). Не только наличие самолетов,но и наличие хорошо обустроенных авиабаз и аэродромных узлов.Мне пападался в сети список тыловых объектов КОВО накануне войны.Список впечатляет своим размахом.Каждая база-это командир не ниже майора.Это свои БАО,мастерские взлетки стоянки склады.Одних авиаучилищ по стране на 1941 год было 111(если не ошибаюсь,включая и ШМАСы)...Специальным постановлением от 1940 года все такие училища были разделены на три категории-авиашколы с обучением в мирное время 6 мес.Часы налета-30.Звание-сержант...(То про что Суворов писал).Авиаучилища типа средние-год обучения.И высшие-два года в мирное время. Плюс ко всему части ПВО.Тот же Киев охраняла целая дивизия ПВО(3-ая если не ошибаюсь).Одних только орудий среднего калибра 120 шт.Еще и прожекторы МЗА,посты ВНОС и пр...и пр... Много тыловых объектов нужно было тщательно охранять.Тыловые артсклады КОВО-19 шт.Продовольственные-16 Вещевые-42 медицинские-3..Прочие-20... Интересное кино получилось с историей войны.Когда немецкие части подсчитывали,то всех косоглазых фельдшеров и ездовых в армию агрессоров включили смело.А когда своих считать начинали,то почему то тыловые части как корова языком слизала.Да и не только тыловые...И ОВ НКВД части сразу пропали и конвойные и охранные и 6 Ж\Д бригад КОВО 7 шт дорожно эксплуатационных полков и автополки и части складов и саперные и прочие прочие...

Akkerman: Главная история авиации авиация второй мировой Бомбежка Кошице Михаил Жирохов Двадцать шестого июня 1941 года в 13 часов 8 минут над принадлежавшим тогда Венгрии городом Кошице появились три бомбардировщика с желтыми полосами вокруг фюзеляжей. Они прилетели с юго-востока и, сделав на небольшой высоте круг, сбросили на город бомбы. Дома на центральной улице были сильно разрушены. Несколько человек погибли. Зенитная артиллерия кошицкого гарнизона безмолвствовала. Посты воздушного наблюдения и оповещения решили, что самолеты "свои": как известно, желтые полосы обозначали принадлежность машин к авиации стран "оси" - тогдашних союзников Венгрии. Офицеры Кошицкого военно-авиационного училища капитан Адам Круди и старший лейтенант Ене Чирке, как и другие очевидцы, заметили на бомбардировщиках желтые полосы. Хоть Круди и Чирке по долгу службы должны были разбираться в самолетах, они не смогли точно определить тип бомбардировщиков. Круди заявил, что они походят на итальянские "Савойи", а Чирке утверждал что они напоминают немецкие "Юнкерсы". Но венгерские власти, не утруждая себя расследованием, в тот же день объявили, что Кошице бомбили ... советские ВВС. Версию о "советском нападении" доложили главе страны регенту Хорти, и тот немедленно санкционировал объявление войны СССР, приказав нанести ответный удар по советским военным объектам. В ночь на 27 июня 1941 года старшего лейтенанта Чирке разбудил телефонный звонок из Будапешта. Секретарь премьер-министра, узнав, что летчик подозревает в налете немецкие самолеты, недвусмысленно дал понять, что тот ошибается. На следующий день венгерская пресса сообщила об объявлении воздушной тревоги в нескольких других городах, к которым якобы приближались советские самолеты. Делалось все, чтобы убедить общественное мнение в том, что Кошице бомбили именно русские. Подполковника Юлиана Боршани убеждать в этом не было необходимости. Начальник отделения в управлении противовоздушной обороны венгерского военного ведомства привык верить старшим по званию. Получив в день бомбежки задание расследовать произошедшее, он следующим утром с одним из своих офицеров прибыл в Кошице. Посланцы из Будапешта установили, что зенитная артиллерия открыла огонь только после того, как самолеты отбомбились, сбросив "около 30" стокилограммовых фугасок. На развалинах домов работали саперы и пожарные команды. Несколько неразорвавшихся бомб вывезли за город и подорвали. Бургомистр и начальник пожарного расчета утверждали, что бомбы советского производства. Обещали даже привезти к поезду, которым Боршани вечером того же дня возвращался в Будапешт, образец боеприпаса. Но не привезли, а затем и не прислали в Будапешт обещанные фогографии осколков авиабомб якобы с клеймами советских военных заводов. 27 июня 1941 года Совинформбюро сообщило об объявлении Венгрией войны Советскому Союзу, попутно заявив, что "советская авиация никаких налетов на города Венгрии не производила". Москва возложила ответственность на венгерское правительство, которое сделало это "по приказанию Гитлера и еще потому, что венгерские правители не прочь при случае пограбить чужое добро". Не лучшим образом выглядела и советская послевоенная версия об обстоятельствах вступления Венгрии в войну против СССР. Она опиралась на свидетельские показания генерал-фельдмаршала Паулюса, данные на Нюрнбергском процессе. Паулюс говорил о тесном сотрудничестве германского генерального штаба с военным руководством стран-сателлитов, в том числе и с венгерским генштабом. Эти слова германского офицера должны были подкрепить письменное признание бывшего шефа венгерской военной контрразведки генерал-майора Уйсаси. Однако показания последнего были даны в лубянском застенке и сам документ не содержал никаких конкретных фактов, как и слова Паулюса об этом инциденте. Сам же генерал был в таком состоянии, что забыл даже дату бомбежки Кошице. На процессе военных преступников в Будапеште была сделана попытка разоблачить организаторов провокации, назвать ее виновников и вообще добавить к делу хоть какие-нибудь факты. Адам Круди, который к тому времени служил в новой венгерской армии в звании майора и имел орден за участие в антифашистском движении Сопротивления, показал, что город бомбили самолеты германских ВВС. На суде было заявлено, что за штурвалом бомбардировщиков сидели венгерские летчики. Прозвучала и фамилия одного из них - капитан венгерских ВВС Чекмек. Советскую версию в этом исполнении попытался развить бывший генерал вермахта Рудольф Бамлер, живший после войны в ГДР. В 1957 году на заседании комиссии историков ГДР-СССР Бамлер заявил, что "немецкая тайная служба дала старт немецким самолетам без опознавательных знаков со словацкого аэродрома. Они бомбили населенные пункты Венгрии, расположенные вблизи венгеро-советской границы". Однако у немецких военных историков не нашлось каких-либо документов, подтверждающих его слова. Тем временем на Западе поначалу тоже склонялись к мысли, что Кошице могли бомбить самолеты, поднявшиеся со словацких аэродромов. Венгерская пресса в 1941 году высказывала такие предположения. Зная о натянутых отношениях между Словакией и Венгрией накануне войны, можно допустить, что город бомбили словацкие летчики. К тому же в 1937 году советское правительство передало Чехословакии 40 бомбардировщиков СБ и лицензию на их производство. Чехи быстро организовали постройку туполевских бомбардировщиков под обозначением В-71, а так-же выпуск боеприпасов по советской лицензии. Некоторое количество этих машин после распада Чехословакии досталось словакам. И все же "словацкая" версия представляется несостоятельной, хотя бы потому, что бомбардировщик СБ мог нести только шесть стокилограммовых бомб, следовательно, звено из трех машин могло сбросить не более 18 таких боеприпасов. А в версии, предложенной на суде в Будапеште, большие сомнения вызывает довольно странная для венгра фамилия летчика - Чекмек, которой к тому же нет ни в одном списке личного состава венгерских ВВС Венгрии 1939 - 1941 годов. Видимо этим руководствовались и венгерские авиационные историки, которые в конце 70-х годов решили более активно заняться поисками истинного виновника кошицкой драмы. При этом не исключалась возможность, что город случайно бомбили советские самолеты, так как Кошице находится всего в семи километрах от границы со Словакией, а она к 26 июня уже объявила войну СССР. Однако, понятное дело, в советские архивы никого из них не пустили, и расследование закончилось ничем. Зато продолжалось исследование этого вопроса на Западе. В ФРГ была издана книга Юлиана Боршани "Кошицкая прелюдия венгерской трагедии". Того самого Боршани, который 27 июня 1941 года расследовал результаты бомбардировки. После войны он бежал в ФРГ, где более двадцати лет работал комментатором на радиостанции "Свободная Европа" под псевдонимом "полковник Белл". Выйдя в начале 70-х на пенсию, он занялся сбором материалов о кошицкой провокации. В результате и появилась его книга, в которой он склонялся к хортистской версии бомбардировки Кошице советскими бомбардировщиками. В подтверждение в книге приводились фотографии неразорвавшихся бомб и их осколков - якобы советского производства... Лишь в последнее время стали доступны многие документы той эпохи, благодаря которым сейчас можно попробовать пролить свет на давнюю провокацию. Прежде всего, стоит отметить, что в сохранившихся документах штабов ВВС армий Южного и Юго-Западного фронтов за 26 июня 1941 года приказа о налете или какого - либо распоряжения на этот счет нет. Все наличные бомбардировщики согласно оперативной сводке были задействованы для поддержки наземных войск. Ближайшие цели располагались в 250 - 300 километрах от Кошице. Согласитесь, что случайно сбросить бомбы на столь дальнюю цель просто невозможно. Кроме того, такое отклонение от курса чревато последствиями, прежде всего - обыкновенной нехваткой топлива на обратный путь. И это не учитывая "разбора полетов" с командованием. Находившийся же на территории Одесского военного округа корпус дальнебомбардировочной авиации тоже был привлечен к решению тактических задач - его летчики пытались остановить немецкое наступление. Стоит обратить внимание и на помещенные в книге Боршани фотографии авиабомб и их осколков. Специалисты, видевшие их, сошлись во мнении, что они сфальсифицированы. В частности на одном из взрывателей аббревиатура АПУВ (авиационный пневматический ударного действия взрыватель) довольно грубо нацарапана от руки прямо поверх фотографии! В заметке под фотоснимком неразорвавшейся "советской" авиабомбы утверждается, что "в соответствии с маркировкой" она изготовлена на Путиловском заводе. Однако Путиловский завод с 1921 года носил другое название. Венгерский военный историк Йожеф Тажи на конференции, посвященной вступлению Венгрии во вторую мировую войну, рассказал, что ему известны результаты анализа металла от осколков бомб, доставленных в свое время из Кошице в Военно-технический институт хортистской армии. Боеприпасы, как следовало из экспертизы, были изготовлены из крупповской стали... В этой связи я хотел бы высказать еще одну версию событий 26 июня. Я думаю, есть основание предположить, что Кошице бомбили румынские бомбардировщики по согласованию с германскими спецслужбами. Приведу некоторые факты в подтверждение этой версии. Лет двадцать тому назад венгерский военный историк Игнац Эльведи опубликовал письмо, написанное бывшим венгерским военным летчиком Иштваном Зольчаком, жившим в Бразилии. Все письмо приводить нет смысла, но в нем говорилось, что в бытность военнопленным на территории СССР Зольчак познакомился в госпитале под Казанью с румынским полковником Ионом Чернояну, занимавшим одно время высокий пост в генштабе Румынии. Однажды в споре о вкладе Венгрии в войну против СССР полковник Чернояну упрекнул венгерского офицера: "Вы даже тогда не хотели встать рядом с Германией, когда немцы вернули вам Трансильванию. Антонеску (тогдашний румынский диктатор, - прим. ред.) пришлось бомбить Кошице, чтобы вы приняли участие в борьбе за христову веру", В письме Зольчак рассказывал, что Чернояну подтвердил свое заявление в беседе с советским офицером, уговаривавшим румынского полковника прекратить голодовку, которую тот начал по какому-то поводу. Зольчак присутствовал при разговоре в качестве переводчика и слышал заявление Чернояну о том, что "Антонеску дал приказ о бомбардировке Кошице. Ее осуществили самолеты, поднявшиеся с военного аэродрома в Сучаве". Интересно, что в архиве, где хранятся дела иностранных граждан, находившихся в советских лагерях военнопленных, имена Иштвана Зольчака и Иона Чернояну действительно присутствуют. Вот, например, содержание карточки, заведенной НКВД на Чернояну: "Полковник румынской армии Ион Чернояну, 1883 года рождения (Турнус-Эверин), житель Бухареста, кадровый офицер. В 1938-1942 годах работал в генштабе начальником отдела по связи с германской миссией. Пленен 22 ноября 1942 года. Лежал в спецгоспитале Зеленодольска с 17 апреля по 6 июня 1946. Умер от туберкулеза легких". Тесно контактируя с германской миссией, Чернояну, несомненно, знал многое о ее деятельности. На основе этих данных я пришел к выводу, что следы кошицкой провокации надо искать где-то в румынских архивах. Вашему вниманию статья о налете на город Кошице. Статья хорошая и правдоподобная. Или почти правдоподобная... В стиле Исаева. Вот только вопросы возникают. И автор не дает ответа например на некоторые из них.... 1. А к какого рода провокациям и главное кого надо отнести налеты авиации и обстрелы поездов в Закарпатье накануне.... Напомню что 24 и 26 июня истребители (по мнению историков-предположительно И-16) обстреляли поезд возле Мукачево. И еще в тот же день станцию и поезд у Рахово тоже обстреляли неизвестные самолеты... Идиотизм однако налицо - перед большой провокацией встревожить противника, заставить его внимательно следить за своим небом и дать подготовиться к отпору... Ближайшие соседи с севера - части ВВС ЮЗФ где к 12 А относится 64 ИАД и 63 САД 26 А... Однако в этих соединениях еще надо постараться найти самолеты И-16. Есть и неясности с одним полком из списка... Через несколько дней после начала войны он перебазироваться очень быстро. (91 ИАП прикрывавший 26А) 2. Автор статьи совершенно не поясняет каким образом бомбовозы летели от аэродрома Сучава (Румыния) до Кошице и обратно. И как эти машины никто так и не заметил и как они точно вышли на город для провокации... Район для такого полета довольно сложный. Плюс горы вершины которых достигают 2 тыс. метров. Полет проходил днем. С Сучавы до Кошице по прямой около 500 км. Самолет ясное дело по прямой не летает. Такой полет мог занять туда назад - 3.5-4 часа...И никто ничего не видел... Если взять севернее - то вполне возможно было нарваться на советские истребители (Закарпатье и Буковина)... Если южнее - то маршрут на 60-70% проходит над территорией Венгрии (сначала Трансильвания с августа 1940 в составе королевства)... Плюс венгерские ВВС... Если не ошибаюсь они имели три с половиной боевых машин... И никто ничего. Средь бела дня. Чудеса однако... Плюс сам Кошице расположен тогда был всего в 7 км от Словацкой границы. 3. Автор статьи совершенно не поясняет как румынские пилоты так искусно пилотировали эти польские Лоси. Эти машины румыны откровенно не любили и не желали на них летать. И осваивали с трудом и слабо. Румыния когда-то закупила 30 таких машин. Плюс все то, что прилетело с Польши, спасаясь от немцев и товарища Сталина. Встречал данные около 300 машин... Подозреваю что цифра завышена. Польские пилоты машины отдали и уехали из страны. Сами же румыны при освоении этих самолетов устроили кучу аварий. В которых с десяток самолетов разбилось с экипажами. И эти бомбовозы приобрели среди румынских пилотов дурную славу... Летчиками в этой стране рабоче-крестьянские парни с комсомольскими значками пилотами не становились... Это были представители имущих классов... Сомневаюсь чтобы после стольких аварий можно было заставить какого нибудь "шевалье кукурузного" продолжать летать на таком агрегате. Тем более что и ЗИПА к ним уже не было. Дебют этих самолетов уже 22 июня был крайне неудачным. В районе Измаила девятку ПЗЛ перехватили летчики 96-й ОАЭ ЧФ и 5 сбили. Причем перехватили их на И-153... И в дальнейшем аварии с этими машинами в румынских ВВС продолжались, даже без боевых вылетов.... Так что есть большая доля сомнения что исполнителями этой провокации были румынские пилоты... За немецких тоже сомневаюсь - их и так не хватало и чего бы им на таком хламе летать - они что, дурнее своих коллег румынских были? 4. И последняя фраза автора статьи про то, что разгадку этой провокации надо искать в румынских архивах... Извините, а что мешало? Румыния практически равноправный участник антигитлеровской коалиции. Победители. С августа-сентября 1944 освобождали вместе с РККА балканские страны.... Венгрия объявила войну Румынии 6 сентября 1944. И не хило с ними воевали в Трансильвании.... После войны в Румынии была установлена народная власть и правительства в ней лояльны к СССР... Так почему за весь этот период не нашлись доказательства и факты о этой провокации в архивах?...

Iskatel222: Закорецкий пишет: Или они летали не по кратчайшему пути (через Житомир), а "петлей" через какие-то юга? Про Житомир тоже некоторые сообщали, что его бомбили в первый день. Еще севера можно предположить, над болотами до Припяти и в Киев, но все равно сомнительно. А в Киеве на заводе Большевик аэродром в том месте, где была "первая бомбежка", до какого времени существовал, неизвестно? Взлетка была на месте улицы Ванды Василевской (ранее Мариинской)?

Закорецкий: Iskatel222 пишет: А в Киеве на заводе Большевик аэродром в том месте, где была "первая бомбежка", до какого времени существовал, неизвестно? Первый раз слышу. Я лично был в музее завода "Большевик". Отчет о посещении на сайте.

Akkerman: Есть упоминания авторов что немцы в первые дни пытались бомбить тот же Житомир или Ровно.Но речь может идти не о самих городах а о военных объектах возле них...Хотя по мнению тех же исследователей немцам это дорого обходилось-сбивали их Ю-88 довольно регулярно,в том числе и стрелковым вооружением типа счетверенных максимов.... Теперь что касается карты прикрытия границ армиями ЮЗФ... Как я смог подсчитать по картам...Приблизительно...26А прикрывала всего 120-130 км границы...Хорошо наваял Абрамидзе про свою дивизию и участок который она прикрывала в 100 км...Большой привет любителям отчетов комдивов и знатоков географии Польши и Украины...пьяным "историкам" с таежных складов. 12 А по подсчетам прикрывала участок с границами венгерскими и румынскими всего 390-410 км примерно...А не как плакался в отчете ее начштаба 500 км...Еще раз пламенный привет отчетам и опусам сталинских полканов.

Iskatel222: Закорецкий пишет: Я лично был в музее завода "Большевик". Отчет о посещении на сайте. Ну, невестка Хрущева могла и перепутать, к тому же "на заводе Большевик", скорее всего означало "в районе завода". Название Воздухофлотский квартал у завода и Парка Пушкина говорит о том, что здесь вероятно были дома или казармы летчиков или общежития курсантов. Она писала, что там было несколько У2, для них большой взлетной полосы не надо, вполне хватило бы центральной аллеи Парка Пушкина.

Закорецкий: Iskatel222 пишет: Про Житомир тоже некоторые сообщали, что его бомбили в первый день. Вообще-то моя теща 22.06.41 жила в Житомире..... Я ее как-то спросил, бомбили ли Житомир 22.06.41? Она ответила, что не бомбили. Если получится, уточню на днях, может чего попутала. (Сегодня отвлекать ее от просмотра "программы "Время"" как-то не комильфо - поздновато уже)...

Akkerman: "Надо уметь умереть по-геройски..." Прошло 70 лет с того времени, как в марте 1939 года украинские земли были втянуты в водоворот военных действий, связанных с крупнейшим в истории человечества катаклизмом — Второй мировой войной. Украинство в то время находилось в составе разных государств: Украинская ССР — в Советском Союзе; Закарпатье — в Чехословакии, а потом в Венгрии; Буковина и Измаильщина — в Румынии, а потом в СССР; Западная Украина — в Польше, а потом в СССР. Много наших соотечественников проживало в других странах Европы, Америки, Азии. И какую бы политику не вели правительства последних, большинство украинцев везде боролись против фашизма. Многие из них с оружием в руках в рядах армий соответствующих государств или собственных добровольных военных формирований выступали в смертельном поединке против поработителей, вместе со свободолюбивыми народами боролись против фашистских агрессоров во время немецко-итальянской интервенции в Испании (1936—1939 гг.), японского нашествия в Китае (1937—1945 гг.) и в Монголии (1939 г.). С марта 1939 года, с началом венгерской экспансии в Закарпатье, война пришла непосредственно на украинские земли. Эти события втягивали разные страны во Вторую мировую войну, были неразрывно связаны с нею, стали частью этого планетарного вооруженного противостояния. В 1936—1939 гг. (до нападения Германии на Польшу) военные действия уже происходили на территориях Европы, Азии, Африки, охватили более 500 млн. человек — четверть тогдашнего населения земного шара. Их зачинщиками были те же агрессоры — немецкие, итальянские фашисты, японские милитаристы, которым противостояли миролюбивые народы, в том числе украинский. Бессмертную славу завоевали украинские патриоты, выступившие против венгерских интервентов в защиту родного Закарпатья в 1939 г. Именно с обороны этого древнего украинского края началась Великая Отечественная война украинского народа 1939—1945 гг. против фашистских агрессоров. Обоснованная автором данной статьи такая точка зрения (в том числе и в его публикациях в газете «День» от 6 мая 2005 и 5 мая 2006 гг.) находит все более широкую поддержку. Об этом свидетельствует и выступление Президента Украины В. Ющенко 9 мая 2008 г., в котором он сказал, что Вторую мировую войну «мы по праву называем Великой Отечественной войной». НАРОД СБРАСЫВАЕТ ОКОВЫ После Первой мировой войны Закарпатье по Сен-Жерменскому мирному договору (1919 г.) было включено в состав Чехословацкой Республики (ЧСР) под названием «Подкарпатская Русь», причем предусматривался его автономный статус. К сожалению, конкретные сроки предоставления автономии не были определены, и пражское правительство постоянно оттягивало выполнение этого предписания. Закарпатцы еще с 1919 г. требовали воссоединения своего края с Украиной. Потом вели постоянную борьбу за автономию, справедливое определение его границ в пределах ЧСР. Во второй половине 1930-х годов международная ситуация в значительной мере развивалась под влиянием ведущей тенденции политики фашистской Германии — расширения «жизненного пространства» для немцев (арийцев) за счет захвата территорий соседних стран, в первую очередь славянских. Захватив 12 марта 1938 г. Австрию, очередной жертвой нацисты избрали Чехословакию. Тогдашние крупные государства, прежде всего Великобритания и Франция, заняли позицию потворствования фашистской агрессии, направляя ее на восток, на украинские земли в том числе. В мае 1938 г. Великобритания, а потом и Франция намекнули, что не собираются выступать в защиту ЧСР. 29—30 сентября 1938 г. на Международной конференции в Мюнхене Великобритания, Франция, Германия и Италия без участия суверенной Чехословакии заключают соглашение о передаче высокоразвитой Судетской области Чехии Третьему рейху. Тогда же Гитлер и Чемберлен (английский премьер) подписали декларацию о том, что их страны никогда не будут воевать друг с другом. В декабре 1938 г. договор о ненападении и границах с Германией заключила Франция. Польша в начале октября 1938 г. аннексировала чешскую Тешинскую область. В этих сложных условиях правительство урезанного чешского государства наконец выполняет требование Сен-Жерменского мирного договора и конституции ЧСР (1920 г.) о предоставлении автономии Закарпатью. 8 октября 1938 г. в Ужгороде создается Украинский народный совет Карпатской Руси, провозгласивший себя единственным законным представителем всех русинских земель (в том числе и Пряшевщины), население которых обеспечивается самоопределением и самоуправлением. Исполнительная власть передавалась карпатскорусскому автономному правительству. С назначением 26 октября премьер-министром Карпатской Украины Августина Волошина деятельность народного совета и правительства приобретает четкую украинскую направленность. 27 октября обнародуется обращение Украинского народного совета к украинцам всего мира: «Мы верим, что великий пятидесятимиллионный украинский народ продолжит свое великое слово и не допустит, чтобы наши извечные враги накладывали на нас оковы, снова сажали нас в тюрьмы». В ответ на это обращение начались массовые переходы галицких, а нередко и надднепрянских украинцев через границу для помощи в строительстве нового государства. В сентябре 1938 г. в Ужгороде по инициативе представителей ОУН для обороны края была создана Украинская Национальная Самооборона (УНО), которую возглавил С. Росоха. Вскоре во многих селах и городах появились отделы УНО. Но появление автономной Карпатской Украины враждебно встретили некоторые другие страны, прежде всего Венгрия и Польша. Первая откровенно стремилась аннексировать эти земли. Польское правительство было против образования в Закарпатье украинской государственности в любой форме. Оно видело в этом угрозу своему господству в Западной Украине, население которой могло последовать примеру закарпатских братьев. Гитлер и Муссолини поддержали агрессивные стремления своих венгерских союзников. 2 ноября 1938 г. их министры иностранных дел Риббентроп и Чиано организовали так называемый первый Венский арбитраж о территориальных претензиях Венгрии к Чехословакии, решением которого Венгрии было передано 12% территории и 97 населенных пунктов Закарпатья, в том числе Ужгород, Мукачево, Берегово, очень богатые плодородные низменные земли. Нарушились экономические связи, коммуникации, человеческие отношения в крае, который до этого был единым целым. Правительство А. Волошина было вынуждено переехать из Ужгорода в Хуст. Большую помощь правительству в налаживании управления из новой столицы оказали члены организованной еще 4 сентября Украинской народной обороны, среди которых было много украинцев из Галичины — членов ОУН. В сложной внутренней и внешнеполитической обстановке правительство А. Волошина пыталось стабилизировать экономику, консолидировать все патриотические украинские силы, развивать государственность, добиваться поддержки других стран. Но позиция последних, нехватка средств и времени, разрыв установившихся хозяйственных связей, политическая нестабильность сделали невозможным решение многих назревших проблем. Слабый государственный аппарат допускал множество ошибок и просчетов. Но, несмотря на все испытания и потери, в общественно-культурной жизни автономии (а это важный фактор сплочения и воспитания патриотизма широкой общественности, в частности, создаваемого в условиях тяжелых испытаний войска) были и определенные достижения. Работали школы, открывались новые образовательные заведения. Выходил ежедневник «Нова свобода» (редактор В. Гренджа-Донский), национально сознательная молодежь издавала еженедельник «Наступ» (редактор С. Росоха), ставший официальным органом УНО, а позже Карпатской Сечи. У селян был свой печатный орган — «Карпатська Україна» (редактировал Ю. Таркович). В Хуст приехали известные украинские писатели Александр Олесь, Улас Самчук, появилось литературно-творческое общество «Говерла», издававшее одноименный месячник под редакцией Олега Ольжича-Кандыбы. Свое общество создали русскоязычные писатели. В Хуст перебрался государственный театр «Нова сцена» (режиссер Ю. Шерегий), в конце ноября 1938 г. показавший спектакль «Запорожец за Дунаем». Каленик и Петр Лысюки из украинской диаспоры, создав первую в Закарпатье киностудию, начали съемки фильма, который позже назвали «Трагедия Карпатской Украины». Тем временем международное положение Карпатской Украины с каждым днем усложнялось. Венгрия, территориальные претензии которой были удовлетворены не полностью, непрерывно осуществляла антиукраинские дипломатические демарши, направляла в Карпатскую Украину провокационные террористические группы. Ей помогала санационная Польша, правительство которой неоднократно поднимало перед Берлином вопрос о передаче, кроме аннексированной поляками Тешинской области ЧСР, еще и северных районов Закарпатья. Польшу устраивало даже полное подчинение его Венгрии. Тогдашний режим Польши никак не мог смириться с существованием рядом с Галичиной ячейки украинской суверенности и тоже засылал сюда свои диверсионные группы для саботажа и осуществления террористических акций. Гитлер пытался всесторонне использовать ситуацию в своих целях. Склоняясь к мысли отдать все Закарпатье Венгрии, он делал это постепенно, чтобы еще больше привязать ее к немецким интересам. Идобился своего. Фашистский диктатор Венгрии М. Хорти, старательно исполняя все желания Берлина, 24 февраля 1939 г. объявил о присоединении к так называемому Антикоминтерновскому пакту — военно-политическому союзу Германии, Италии и Японии, который позже откровенно назвали Берлинским. В этих условиях Москва квалифицировала последствия Венского арбитража как нарушения международных норм. А распространяемые прессой и дипломатией западных стран слухи о возможном использовании закарпатской государственности для аннексионистских целей в отношении других украинских земель рассматривала как пропагандистские выдумки. В январе 1939 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Венгрией как со страной, которая не имеет самостоятельной внешней политики, идет в фарватере фашистской Германии, посягает на украинские земли. 10 марта 1939 г. на сообщение западной прессы и дипломатов, что якобы существуют планы присоединения к Карпатской Украине целой УССР, отреагировал И. Сталин. Он назвал такие выдумки «подозрительным шумом», цель которого спровоцировать конфликт СССР с Германией без явных на то оснований. При этом диктатор не удержался от грубого эпитета в отношении Карпатской Украины. В официальных советских документах последовательно осуждались захватнические планы и действия в отношении Карпатской Украины. А в ноте НКИД СССР от 18 марта 1939 г. прямо указывалось, что действия немецкого правительства стали сигналом к грубому вторжению венгерских войск в Карпатскую русь и нарушением элементарных прав ее населения. Другие страны не обратили внимания на трагедию Закарпатья. К сожалению, не все и украинские деятели полностью осознавали реальную ситуацию. Правительство Карпатской Украины считало необходимым защищать родную землю, но его действия в этом направлении не всегда были последовательными и эффективными. Учредительным собранием в Хусте 9 ноября 1938 г. Украинская Народная Оборона была реорганизована в Организацию Национальной Обороны Карпатской Сечи. Ее руководителем (главным комендантом) стал Дмитрий Климпуш, его заместителем — Иван Роман. Объявлялось, что сечевиком могло стать «каждое физическое лицо украинской нации, которое достигло 18 лет жизни и является гражданином Подкарпатской Руси». 4 декабря 1938 и 19 февраля 1939 гг. прошли соответственно I и II съезды Карпатской Сечи, которые рассмотрели вопрос ее организации, идеологической и военной подготовки. Военную силу и дисциплину сечевиков продемонстрировали их смотры и парады в Хусте. Местные отделы (чоты) сечевиков объединялись в окружные коши, которые подчинялись Главной команде в Хусте. В особо важных пунктах, в частности в Королево, Иршаве, Торуне, Ставном, Перечине создавались сечевые гарнизоны. Рабочие отделы Сечи строили и ремонтировали дороги, женские отделы готовили медсестр. Вводилась униформа со знаками отличия, повсеместно начался сбор добровольных пожертвований на оборону государства. За короткое время было организовано 10 окружных команд сечевиков, начато их военное обучение. Активно действовал отдел прессы, пропаганды и воспитания с Летучей эстрадой, которая объехала всю страну. Исследователи по разному определяют общую численность сечевиков примерно до 10 тысяч. Они были слабо вооружены, не имели необходимой выучки и боевого опыта. Хватало и конфликтов, спровоцированных как чешскими военными, так и непродуманными действиями последних. «НАДО УМЕТЬ УМЕРЕТЬ ПО-ГЕРОЙСКИ...» Но сечевики были смелыми патриотами. Понимая невозможность победить многотысячную венгерскую армию, которую поддерживали Германия и Италия, они все же отважно становились на оборону края. Для закарпатских украинцев это была настоящая отечественная война: они защищали свою землю от иностранных захватчиков. Как говорил начальник штаба Карпатской Сечи Михаил Колодзинский (полковник Гузар), «если уже нет разумного выхода из тяжелого положения, то надо уметь умереть по-геройски, чтобы такая смерть была источником силы для молодых поколений». Вооруженная борьба сечевиков, а также украинцев, которые служили в расположенных здесь частях чешской армии, с агрессорами началась еще осенью 1938 г. боями против диверсионных террористических групп венгерских фашистов (так называемых соботчопотошев) и польских боевиков (так называемых карпатских легионеров). Осенью 1938 г. в Карпатской Украине действовало до 1000 венгерских террористов. 5 октября они подорвали мост у ст. Боржава, железнодорожное полотно у с. Батевое Береговского района. 10 октября 86 «соботчопотошев» атаковали жандармский пост и совершили нападение на ст. Боржава, где убили проводника поезда, ограбили пассажиров, разобрали железнодорожный путь. Польские и венгерские террористы совершили немало вооруженных провокаций в Великоберезнянском районе: подрывали мосты, виадуки, тоннели. Только в октябре 1938 г. были обезврежены более 300 иностранных боевиков. В боях с ними погибали и украинские патриоты. Так, 6 декабря в вооруженном столкновении с террористами погиб охранитель порядка Иван Богдан из с. Онокивцы Ужгородского района. 6 марта 1939 г. Гитлер приказал окончательно ликвидировать Чехословацкую суверенную республику, и 12 марта дал согласие фашистскому регенту Венгрии М. Хорти на военное вторжение в Карпатскую Украину и аннексию ее земель. На телеграмму-просьбу А. Волошина в Берлин о защите от агрессора немецкий консул в Хусте от имени ведомства Риббентропа посоветовал «не оказывать сопротивления венгерскому вторжению». В этих условиях сейм Карпатской Украины 15 марта 1939 г. провозгласил независимость, избрал президентом новообразованного государства А. Волошина. Он заявил, что Карпатская Украина хочет жить в мире со своими соседями, но с оружием в руках выступит против каждого, кто задумал бы нарушить ее свободу и границы. Впервые в Европе претенденты на чужие земли встретили сопротивление. И оказала его украинское государство — Карпатская Украинская Республика. Ее государственным языком утверждался украинский язык, государственным флагом —сине-желтый флаг, государственным гербом — сочетание закарпатского герба (медведь в левом красном поле и четыре синие и три желтые полосы в правом) с трезубом Владимира Великого с крестом на среднем зубце. Государственным гимном определен национальный гимн «Ще не вмерла Україна». В условиях угрозы иностранной агрессии части Карпатской Сечи были приведены в боевую готовность. Они массово пополнялись новобранцами, которые стремились защитить свою Серебряную землю, как поэтически называли закарпатцы родной край. На их боеспособности негативно отражался недостаток оружия. Не совсем ясны и причины внезапного отъезда накануне решающих боев некоторых руководителей ОУН, в том числе и Р. Шухевича, из Закарпатья, которые до того активно помогали в строительстве Карпатской Сечи. Возможные их попытки избежать обвинений в прямом противодействии союзнику гитлеровской Германии и надежды на ее поддержку в восстановлении украинской государственности оказались иллюзорными. Гитлер стремился покорить и большей частью истребить украинство, а не содействовать возрождению его суверенности. Венгерские фашисты 13—14 марта опять напали на территорию Карпатской Украины. Но на этот раз к бандам террористов присоединились регулярные войска. Произошли ожесточенные бои у Мукачево, у сел Дравцы, Баранинцы, Часливцы, Корытняны, Большая Добронь, Чомоны Ужгородского района. Венгерские войска вели общее наступление в четырех направлениях — первый: Перечин—Великий Березный—Ужок; второй: Свалява—Воловец; третий: Иршава—Кушница; четвертый: Севлюш—Королево—Хуст — Солотвыно—Ясыня. Сопротивление нападающим оказывали сечевые стрелки, а также части чешской армии, которые пытались прорваться в Словакию. Всю организацию обороны края взял на себя созданный приказом военного министра С. Клочурака штаб, в который вошли: полковник С. Ефремов (начальник), полковники Гузар (М. Колодзинский), Филонович, надпоручики Парчаный, Гуляныч, поручики Бабыля, Черный, подпоручики Вайда, Щука, Роман. Самая большая битва развернулась 15 марта на Красном поле — равнине, лежащей на правом берегу Тисы вблизи Хуста. Венгерским агрессорам здесь противостояло две тысячи сечевиков и столько же воинов чехословацких частей. Среди защитников было много учеников гимназии, которых привел учитель Я. Голота. У венгров позиции были лучше, они наступали с гор, были хорошо вооружены, вышколены, использовали танки, тяжелую артиллерию и самолеты. Сечевики уступали им количественно, вооружением, защищались на равнине, используя железнодорожное полотно. Целый день длился ожесточенный бой. Украинцы отчаянно защищались, дав возможность провести заседание сейму. Враг потерял 160 человек убитыми и около 400 ранеными. Но силы были слишком неравными. 230 защитников погибли, 450 человек попали в плен, многие были ранены, среди них тяжело раненный командир сечевиков М. Колодзинский (Гузар) и его заместитель 3. Косак. Обоих схватили фашисты и через несколько дней убили у Солотвина. Озверевшие варвары на месте расстреляли большинство пленных, в том числе и учеников гимназии и студентов семинарии. Смертью героев на Красном поле от рук венгерских агрессоров погибли сечевики И. Кость, И. Рак, И. Галас, О. Блистов, В. Небола, ученики Хустской гимназии И. Биловар, В. Вайда, студенты учительской семинарии И. Попович, Ю. Пекар, И. Шкиряк, И. Андрейчик, Э. Юда, М. Козычар и многие другие. Целую ночь продолжались вооруженные столкновения на улицах Хуста. Кровопролитные бои проходили 16—18 марта в районах Вишневого, Буштины, Солотвина, Севлюша, Белки, Довгого, Верхних Верецких, Чинадиевого, Свалявы. Под вечер 18 марта агрессоры оккупировали основные районы Закарпатья, хотя бои в его горной части продолжались вплоть до мая. В целом Карпатская Украина оборонялась от агрессоров дольше, чем Франция или Польша после начала наступления на них агрессоров. Не говоря уж о Чехословакии, которая вообще не сделала ни одного выстрела для своей защиты. После отхода венгров к польской границе там их радостно встретили польские войска, в случае надобности готовые помочь оккупантам. На северной границе Карпатской Украины весело звучало: «Венгер, поляк — два братанки, як до шаблі, так до склянки». Серебряная земля, как поэтически называют Закарпатье, с благословения Гитлера была растоптана кровавым сапогом фашистского режима Хорти. Ему помогали Польша и Румыния. Последняя выдавала сечевиков, переходивших ее границу, венграм, которые сразу же расстреливали защитников родной земли, а тела бросали в Тису. Как писал позже закарпатский поэт В. Густи: «На одного хлопця була Куля лиш одна. Як снопи летіли в воду: був і вже нема. Лише скрикнути стигнув: Україно, ма... Напилась ріка уволю Сліз людських і мук. Соколят несла на хвилях В вічну далечінь. Ти прислухайся лише: Тиса плаче уночі». ВРЕМЯ ТЬМЫ На Закарпатскую Украину опустилась тьма оккупации, репрессий, бедности, уничтожения украинства. Поет В. Гренджа-Донский так передал положение, в котором оказался его родной край после захвата венгерскими фашистами: «Моя Карпатська Україно, Найкраща квітко на землі, Лежиш тепер уся в руїнах після погрому мадярні. О краю смутку, горювання, О земле рідна, дорога, Завмерла ти від мук, страждання, від ланцюгів і батога. Юнацьку кров з грудей точили ворожі Гортія штики, і кості в тобі положили твої найкращії сини». За свободу родного края здесь только во время боев в марте 1939 г. погибло более пяти тысяч украинцев. Жертвенность закарпатцев во время защиты Отчизны является героической страницей нашей истории. Здесь впервые фашистские претенденты на мировое господство встретили решительное сопротивление украинцев, которые вели смертельные бои против разжигателей Второй мировой войны, поработителей нашей родной земли. Это были первые битвы Великой Отечественной войны 1939—1945 гг. украинского народа против фашистских агрессоров, которые не прекратились и после того, как захватчики установили в Закарпатье жесткий оккупационный режим. Именно здесь было положено начало украинскому партизанскому движению различных идеологических направлений против фашистов в годы Второй мировой. Закарпатье было разделено оккупантами на три экспозитуры: Ужанскую, Бережскую и Мараморошскую. Повсеместно воцарилась венгерская администрация, венгерский язык. Недовольных и борцов с режимом отправляли в концлагерь в с. Крыва на Хустщине, поселках Чинадиево, Турьи Реметы, Перечин, а также в Будапеште, Надьканиже, Ниредьгаге, Киштарче. В мукачевском дворце Ковнера и чинадиевском поместье Шенброна заключенных истязали в специальных камерах допросов. Все тюрьмы были переполнены. Из-за недостатка мест для заключения и истязаний выделялись дома в Ужгороде, Мукачевом, Хусте, Мараморош-Сегете; использовались помещения школ Великого Бычкова, Перечина и других. За «неблагонадежными» было установлено строгое полицейское наблюдение. Они не имели права пересекать границы своего города или села, вести телефонные разговоры, выходить из дома после десяти часов вечера и до пяти часов утра, должны были регулярно регистрироваться в полицейских или жандармских пунктах. Неудержимым потоком в Закарпатье прибывали сотни венгерских жандармов, создавалась широкая сеть контрразведывательных органов, вербовалась агентура среди различных слоев населения. Специально созданная комиссия по проверке благонадежности закарпатцев уволила с работы около двух тысяч служащих. Без ее санкции никто не мог занять даже самую низкую должность в государственных учреждениях. Вся власть была сосредоточена в руках венгерских комиссаров, которых Хорти наставлял: чувствуй себя вице-королем, чтобы противник почувствовал твой кулак. Резко упал жизненный уровень населения, большинство народа жило в бедности. Выросли цены, была введена карточная система распределения продуктов и промышленных товаров. Три дня в неделю запрещалось продавать мясо. За невыполнение обязательных поставок сельхозпродукции крестьян наказывали тюремным заключением до трех лет. Широко применялся принудительный труд. Продовольствие, сырье Закарпатья хортистские власти вывозили эшелонами. С первых дней оккупации жители Закарпатья оказывали массовое сопротивление оккупантам, что стало продолжением отечественной войны украинства. Ненавистному режиму Хорти не выплачивали налогов, отказывались поставлять венгерской армии продовольствие, лошадей, сено и тому подобное. Молодежь саботировала занятия в созданной венграми молодежной организации «Левентэ», хотя за это виновных наказывали штрафом и двухмесячным тюремным заключением. В учебных заведениях Мукачева, Ужгорода, Хуста создавали антифашистские подпольные группы и организации. Так, в апреле-октябре 1939 г. члены подпольной молодежной группы студентов и преподавателей в Мукачевом М. Фегер, В. Русин, Г. Токар, В. Кампий, В. Решетар, П. Иванчо, Э. Шандор, Ф. Яцина, В. Овсак, М. Головко и другие писали на зданиях антифашистские лозунги, выпустили несколько листовок. Активно действовали организации украинского национального направления. Для руководства этим движением в Хусте в 1940 г. Д. Бандусяк, М. Орос, А. Цуга создали территориальный комитет. Подпольщики края были разделены на три района, их возглавили А. Цуга из Малого Березного, Д. Бандусяк из Ясыни, П. Погориляк из Широкого. Территориальный комитет поддерживали украинские организации, действовавшие в Братиславе, Кракове, Львове, посылали ему инструкции, печатную продукцию, листовки. Организаторы движения проводили пропаганду, собирали оружие, создавали партизанские отряды, издавали печатный орган «Чин». В марте 1941 г. один из членов движения И. Романец установил сине-жёлтый флаг на Хустском замке, сорвав оттуда венгерский. Широкое развитие получило подпольное движение, управляемое коммунистами Закарпатья. После запрета 25 октября 1938 г. коммунистической организации было создано подпольное бюро крайкома, в который вошли: О. Борканюк, С. Вайс, Д. Попович, И. Туряница, Г. Феер. Бюро переехало в Хуст, там готовили кадры для подполья, искали явочные квартиры, устанавливали конспиративные связи. Во всех округах были созданы подпольные комитеты и организации. В Ужгороде активно работали М. Ротман, Ш. Бурич, А. Малена, Г. Бачо, Й. Фигула. Я. Геди; в Мукачевом — И. Шомпляк. М. Смуток, О. Дьердь; в Береговом — Й. Товт, А Фодор, Э. Габор, в Виноградовом — Ю. Онуфрий, Б. Рот. Подпольные организации активно действовали в Великоберезнянском, Хустском, Рахивском, Перечинском, Тячивском, Иршавском, Свалявском, Воловецком, Мижгирском округах. Во время оккупации Закарпатья местные жители, особенно молодежь, переходили на территорию СССР. Это была своеобразная форма сопротивления хортистской власти. Последняя издала приказ стрелять в нарушителей границы после первого предупреждения. Населению пограничной полосы запрещалось освещать дома, разжигать костры. И все же, несмотря на репрессии, 5,3 тысячи закарпатцев за 1939—1941 гг. (до нападения Германии на СССР) перешли границу. Они не желали служить в венгерской армии, искали лучшей жизни, хотели учиться. Всех беглецов сталинско-бериевское руководство подвергло репрессиям. По приговорам особых совещаний и троек органы НКВД перебежчиков отправляли в исправительно-трудовые лагеря. Больше 20 советских концлагерей стали последним пристанищем несчастных, многие из них там и погибли. Летом 1942 г. началось формирование первого чехословацкого батальона в г. Бузулук. Осенью этого же года закарпатцы, имевшие чехословацкое гражданство, были амнистированы. Из разных советских концлагерей туда прибыло 886 закарпатцев. Многие из них участвовали в боях против гитлеровцев и их союзников на фронте. Таким образом, с давнего украинского края — солнечного Закарпатья еще в марте 1939 г. началась долгая и ожесточенная Отечественная война украинства против фашистов в защиту своих земель, своей свободы, своего существования. Владимир Шевченко, доктор исторических наук, профессор, "День" 13 березня 2009р. Статья эта интересна тем что показывает какая ситуация была на границе с Венгрией в 1941 году и отношение сталинской верхушки к "братьям -славянам"которых готовились освобождать.Ситуация с перебежчиками кто перешел границу и их судьба ...Кстати самого Августина Волошина-премьер-министра Закарпатской Украины арестовали сотрудники МГБ в 1945 и позднее он был расстрелян...как фашистский пособник(ученый-педагог автор книг для детей)...

Iskatel222: Читал мемуарах Захарова, что Санок и Перемышль были советской территорией на 22 июня. Интересно. Еще пишет, что был артобстрел Рени в полчетвертого 22 июня. А Румыния когда вообще в войну вступила? И доложили ли они в Генштаб и какова была реакция? Неизвестно.

Закорецкий: Iskatel222 пишет: А Румыния когда вообще в войну вступила? Фото из 15-томника:

Akkerman: Iskatel222 пишет: Читал мемуарах Захарова, что Санок и Перемышль были советской территорией на 22 июня. Если это тот самый генерал-майор Захаров-командир 43 ИАД...из под Гомеля на июнь 1941 года...То можете смело называть такие мемуары охотничьими рассказами барона Мюнхаузена....Он как раз прославился не тем что Санок и пол Пшемышля занес в советскую территорию преждевременно,а тем как отважно налетал около 400 км в немецкой приграничной полосе накануне войны на У-2....И как немцы"лопухи"ему все танки грузовики и орудия показали (включая ПТО)....Бравый генерал забыл только указать что разведчасти НКВД тоже имели свои отдельные эскадрилии как раз рядом под Белостоком.С опытными пилотами и летнабами-спецами по авиаразведке. Я где-то в сети встречал один интересный документ...Докладная записка Масленникова наркому Берии за несколько дней до начала войны...три самолета немецких марки АФ-156 заблудились над советской территорией,их встретили истребители и заставили сесть на территорию СССР...село Куличкув-20 км северо-западнее Львова.Пилотов повязали.Никакой фотоаппаратуры не обнаружили.Пилоты заявили что перебазировались с Греции в Польшу и являлись служащими для связи...и пр...Эти машины если не ошибаюсь типа связных "физелеров".Такие же примерно функции мог выполнять и У-2...Вот только никто из немецких ВВС не догадался посадить\подстрелить шпионский У-2...Во новость бы была-портреты на первых страницах газет по всей европе.

Akkerman: город Санок находился за рекой Сан и согласно договору о дружбе и границе между злым фюрером и добрым Сталиным был в составе генерал-губернаторства. В 1951 году состоялся обмен территориями между ПНР и СССР.Согласно этому обмену Польша получила участок в Дрогобычской области(тогда была не Львовская) Нижне-Устрицкого района (Устишки-Дольне) пл.480 кв км.Равноценный участок отошел к СССР севернее.Между реками Буг Солокия и Хучва.Городки Угнев Белз Крстинополь и Сокаль.Хорошая транспортная развязка....Поляки же получили....Нефтепромыслы из почти сотни действующих скважин с добычей в 85 тонн в сутки.Нефть правда не ахти какая но все равно.... Наличием нефтепромыслов в том районе и объясняется кстати поведение немцев в том регионе при агрессии 1941 года.Они старались не стрелять артогнем и не бомбить эти районы-Устишки Борислав и пр...(Великий маэстро и крутой "знаток" Западной Украины Марк Солонин кстати так и не указал причину такого поведения немцев там.У него вообще мягко скажем "провалы"со знанием промышленности в том регионе)....Кстати так и не встречал в отчетах и мемуарах сталинских полководцев и пограничников упоминания о том что такие вот нефтепромыслы перед отступлением надо было уничтожить или повредить в 1941.Ушли почти с песнями. Закорецкий пишет: Фото из 15-томника: Хорошая телеграмма.Особенно понравились фразы про усиление агентурно-оперативной работе и арестах по всей Молдавии...Советские РДГ шарили по румынскому пограничью как у себя дома....Румынские авианалеты кстати ничего путного румынам не принесли-одни потери в основном...Ну а аресты коснулись в тех краях поголовно всех кто был на учете,как социально чуждые элементы...Кто из немцев-колонистов не захотел уехать в 1940 году-по причине старости например...запихивали в НКВДшные воронки и каруци целыми деревнями и хуторами.



полная версия страницы