Форум » » Не резон оттягивать войну СССР и Германии на 1942 год. » Ответить

Не резон оттягивать войну СССР и Германии на 1942 год.

Iskander: [more] http://temezhnikov.narod.ru/tuhta/11_poriadok.htm «ПОРЯДОК В ТАНКОВЫХ ВОЙСКАХ?» [/more] (для справки)

Ответов - 38, стр: 1 2 3 All

Iskander: Бешеный Хомяк пишет: Если даже при уровне жизни выросшем в Германии в 1939-1941 на 40% продовольствия немцам НЕ ХВАТАЛО, то что ж тогда было ДО 1939 года? Неужто немцы с в 1933-1938 гг. просто с голоду пухли? Может быть и пухли, раз нацисты к власти дорвались и Гитлер рассуждал про необходимость расширения жизненного пространства (следуя экстенсивному методу экономики, свойственной краснознамённым государственным режимам). Тоталитаризм в сытой стране непопулярен.

marat: Iskander пишет: Может быть и пухли, раз нацисты к власти дорвались и Гитлер рассуждал про необходимость расширения жизненного пространства (следуя экстенсивному методу экономики, свойственной краснознамённым государственным режимам). Тоталитаризм в сытой стране непопулярен. гы-гы-гы. Вот только вы забыли, что тоталитаризм в лице Гитлера пришел к власти отнюдь не в сытой стране(как и большевики, кстати). поэтому ваши заумствования прямым ходом в урну.

Iskander: Снусмумрик пишет: цитата: В общем - без победоносной решающей войны (альтернатива - мир с Великобританией и снятие блокады с отощавшей Германии) Гитлеру в 1941 году - никак Мама рОдная! Какая еще "отощавщая Германия" в 1941 году? В это время в Рейхе уровень жизни был гораздо (чуть ли не на 40%!) ВЫШЕ, чем в начале войны. Просвещайтесь - http://katynbooks.narod.ru/foreign/dashichev-02.htm3 ЗАПИСЬ О СОВЕЩАНИИ ЧЛЕНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ШТАБА «ВОСТОК» И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ШТАБА «ВОСТОК» ПО ПЛАНУ ОГРАБЛЕНИЯ СОВЕТСКИХ ОККУПИРОВАННЫХ ОБЛАСТЕЙ. 2 МАЯ 1941 Г. Совершенно секретно. Только для командования. Отпечатано 2 экз. 1. Продолжать войну можно будет лишь в том случае, если все вооруженные силы Германии на третьем году войны будут снабжаться продовольствием за счет России. 2. При этом несомненно: если мы сумеем выкачать из страны все, что нам необходимо, то десятки миллионов людей обречены на голод. 3. Наиболее важен сбор и вывоз урожая масличных культур и приготовленных из них продуктов питания; лишь на втором месте злаковые. Жиры и мясо, видимо, пойдут на продовольственное обеспечение войск. Третий год войны Германии (если хронологически точно) начинается 1 сентября 1941 года.


marat: Iskander пишет: 1. Продолжать войну можно будет лишь в том случае, если все вооруженные силы Германии на третьем году войны будут снабжаться продовольствием за счет России. И? Где здесь про отощавшее население Германии?

User: Одна из причин обратного - почему 1942 г. менее желателен для Сталина в плане начать наступление: "...можно считать, что производственная мощность авиационной промышленности Германии в настоящее время определяется выпуском 25 000—30 000 самолетов и около 45 000—50 000 моторов в год. Кроме того, в настоящее время все авиационные заводы, находящиеся на оккупированной немцами территории Франции, Бельгии и Голландии, постепенно включаются в производство боевых самолетов, и за из счет производство самолетов в Германии может быть значительно увеличено. По имеющимся сведениям, часть самолетов и моторостроительных заводов на оккупированной территории Франции уже выполняют немецкие заказы. ...Имея в виду возможность быстрого развертывания танкового производства на базе существующих авто-тракторных заводов (до 15—20 заводов), а также увеличение выпуска танков на заводах с налаженным производством их, можно считать, что Германия в состоянии будет выпускать до 18—20 тысяч танков в год. При условии использования танковых заводов Франции, расположенных в оккупированной зоне, Германия сможет дополнительно получить до 10 000 танков в год." (Спецсообщение Разведывательного Управления Генерального штаба Красной Армии о направлении развития вооруженных сил Германии и изменениях в их состоянии. 11.03.1941) http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1727&Itemid=30 Для сравнения - план по выпуску самолетов на 1941 г. равен 20150 штук (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР И ЦК ВКП(б) "О ПРОГРАММЕ ВЫПУСКА САМОЛЕТОВ И АВИАМОТОРОВ В 1941 г.", 7 декабря 1940 г.) http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1603&Itemid=30 С планом выпуска танков в СССР посложнее, но вот косвенный признак - ориентировочные данные по поступлению танков в РККА от промышленности в 1941 г. составляют 4620 штук (ЗАПИСКА НКО СССР И ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ В ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б) - И.В.СТАЛИНУ И СНК СССР - В.М.МОЛОТОВУ С ИЗЛОЖЕНИЕМ СХЕМЫ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ. (не позже 12 февраля 1941 г.) http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1672&Itemid=30 ).

marat: Закорецкий пишет: "Отощавшее" не "отощавшее", но проблемы были. Цитата из книги "Записки о третьем рейхе" бывшего начальника берлинского отделения ТАСС в 1939-1941 Ивана Филипповича ФИЛИППОВА: Закорецкий, ты же умный человек, в чем-то даже талантливый - посмотри, сколько продовольствия Сталин отправил Гитлеру и подели на численность населения Германии. Особенно доставило упоминание про клубнику - ее тоже поставляли?

Закорецкий: marat пишет: Особенно доставило упоминание про клубнику - ее тоже поставляли?Шизо! Ты читать НЕ умеешь? "Клубнику" "доставали" еще "до того". А "после того" доставляли ли клубнику из СССР - не имеет значения. В СССР-е до самого развала, например, банан был жутким деликатесом. Я помню как лично покупал в Москве (случайно) ЗЕЛЕНЫЕ бананы и думал, что видимо их так специально везут, чтобы не попортились по дороге. А одна знакомая меня учила, что зеленый банан надо положить под кровать на месяц, чтобы он пожелтел. И потом покушать с шампанским. А в Германии в те годы хватало проблем и кроме клубники. Из той же книги Филиппова: ... Государственные органы все сильнее “закручивали гайки” в области экономики. Поскольку торговцы, содержатели магазинов пытались прятать товары, начались налеты на магазины и разоблачения в печати хищений товаров. Геринг объявил всеобщий поход за железным ломом и издал распоряжение о снятии бронзовых колоколов и железных решеток и ставней для “создания требуемых запасов металла”. Кампанию сбора металла открыл сам Гитлер, сдав на склад металлолома свой бронзовый бюст, подаренный ему Герингом в день рождения. На сборные пункты жители тащили медные кастрюли, подсвечники, различного рода металлические украшения, металлические фигурки руководителей фашистской Германии, в том числе Гитлера, Геринга. .... Начались ограничения в пользовании уличным транспортом. Личные автомобили были конфискованы. Появилось распоряжение властей, которым запрещалось нанимать такси для поездки в театр, в рестораны. В такси разрешалось ездить только по делам службы, рекомендовались коллективные поездки. При найме пассажир был обязан назвать место поездки и цель. За нарушение правил отвечали пассажир и шофер. В печати замелькали сообщения о штрафах, судебных наказаниях за нарушение транспортных порядков. В материальную подготовку войны нацисты вовлекали все население, изощренно изобретая для этого самые разнообразные формы. Одной из них являлась “винтерхильфе” — зимняя помощь. Под видом благотворительности по всей стране начиная с 1 октября 1940 г. проводилась кампания по сбору средств в виде приобретения лотерейных билетов, на которые обычно никто не выигрывал, покупки значков с портретами Гитлера или с каким-либо цветком. В воскресные дни на улицы Берлина выходили члены “гитлерюгенд”, женских и других нацистских организаций. Побрякивая кружками, они по двое-трое становились на всех углах и перекрестках и вымогательски предлагали “помочь родине”. Они отравляли настроение гуляющей в парках публике, нагло стояли у столиков ресторанов, добиваясь подачек. Как-то раз, не видя на наших костюмах никаких купленных значков и принимая нас за немцев, паренек упорно приставал к нам на Потсдамерштрассе. Когда мы грубо крикнули ему: “Пошел прочь!”, он вытаращил на нас от удивления глаза. Самым тяжелым для населения было плохое продовольственное снабжение. Готовясь к “большой войне”, гитлеровцы создавали огромные резервы продуктов для армии. На ухудшение снабжения в известной мере влияло также переселение значительного числа немцев из восточных областей. Продовольственные нормы были сильно урезаны. На педелю отпускалось: хлеба — 2 кг 400 г, мяса и мясных изделий — 500 г, маргарина — 250 г, сахара — 250 г. Молоко выдавалось лишь детям. Власти ввели нормирование потребления картофеля и сообщили о резком сокращении производства пива. Многие продукты стало очень трудно достать даже по продовольственным карточкам. Это приводило в сильное расстройство домохозяек. Продовольственные трудности подрывали веру во всемогущество “Третьей империи”, во всесилие Гитлера. Геббельсовская пресса с возмущением набрасывалась на тех, кто в трамваях, в кино, в очередях “брюзжит” по поводу недостатка продовольствия и переносов сроков отоваривания продовольственных карточек. .... Наша “динстмедхен” часто стала возвращаться домой без продуктов, со слезами на глазах. Она с ужасом рассказывала о больших очередях за мясом и молоком и задавала нам вопрос: “Что же будет дальше?”. Мы шутя адресовали ее за ответом к Герману Герингу. Продовольственный режим становился все жестче. Из магазинов исчезли пирожные, торты, которые уже давно изготовлялись из всякого рода химикалиев. Рестораны прекратили отпуск обедов без предъявления “купонен” — продовольственных талонов. Теперь по вечерам в заключение пресс-конференций журналисты выстраивались в длинную очередь у стола геббельсовского чиновника за получением продталонов и различных “бецугшайнов” (ордеров) на промышленные товары. К началу 1941 года власти значительно сократили выдачу угля для бытовых нужд. По утрам мы мерзли от холода и угрожали своему хозяину Шуберту, что покинем его жилище в поисках более теплых мест. Но хитрый делец знал, что в эту зиму найти теплый уголок в Берлине нельзя. Тяжелым ударом для немцев явилось резкое ограничение продажи пива, так как обед многих рабочих и служащих часто состоял из бутылки пива и куска булки. Для немецкого бюргера пиво являлось внешним признаком благополучия “рейха”. До сих пор мне приходилось слышать заявление немцев о том, что вот-де, смотрите, находимся в состоянии войны, а жизнь в Германии не меняется, всюду есть пиво. Пиво в известной мере служило демонстрацией “экономической стабильности” “Третьей империи”. В начале 1941 года бутылочное пиво исчезло из продажи. Торговцы сначала объясняли это недостатком запаса бутылок, а затем им пришлось признать, что отпуск пива на дом в бутылках отменен. Ограничение продажи пива не ускользнуло от острых глаз журналистов. Этому факту было придано серьезное значение. На пресс-конференциях посыпались вопросы. Карл Бёмер сначала отделывался шутками вроде того, что, “очевидно, в Германии также начали производить ,,московские коктейли"” (— термин, пущенный гитлеровцами в обиход в период советско-финской войны. Так они называли бутылки с горючим, использовавшиеся в борьбе против танков). Затем официально было объявлено, что пиво в большом количестве идет в армию для солдат к пасхальным дням и что это — явление временного порядка. Но вскоре продажа пива была вовсе прекращена. Предприимчивый Герман Геринг пустил в производство безалкогольное пиво. Это лишь усилило недовольство жителей. Очевидно, этим были вызваны появившиеся в барах призывы к посетителям: “Умейте возмущаться молча”. Тяжело приходилось курильщикам — в киосках выдавалось лишь по 3—5 папирос в одни руки. Наши тассовские курильщики вынуждены были каждое утро перед работой подолгу стоять в очередях около нескольких киосков, для того чтобы создать запас курева на сутки. Даже эти, казалось бы, мелкие явления обыденной жизни в политических кругах Берлина ставили в прямую связь с мобилизацией ресурсов руководителей “Третьего рейха” для осуществления планов “большой войны”. ... http://users.iptelecom.net.ua/~zhistory/zap3r4.htm

User: marat пишет: ...сколько продовольствия Сталин отправил Гитлеру и подели на численность населения Германии. А еще лучше взять данные по поставкам СССР того же зерна в Германию, посмотреть зависимость запасов зерна в последней от советского экспорта нарастающим итогом и попробовать решить для себя вопрос - если без поставок зерна СССР (даже при наличии поставок из других стран, в том числе и провозящих свою продукцию транзитом через СССР) запас зерна в Германии на 1 июля 1941 г. составлял -675 тыс. тонн (черточка впереди числа - это знак минус, а не дефис), а с советскими поставками - 1540 тыс. тонн (а вот здесь уже не минус, а как раз дефис), то видно достаточно хорошо, значил ли что-нибудь советский экспорт в Германию в предвоенные годы. http://histosev.borda.ru/?1-20-270-00000278-000-0-0-1190670766

Iskander: Карта важнейших центров тяжёлой и военной промышленности Европы, использованной Германией - http://militarymaps.narod.ru/maps/hist6/t1k18.djvu «Подготовка фашистской Германии к нападению на СССР»

Alexsoft: Iskander пишет: Карта важнейших центров тяжёлой и военной промышленности Европы, использованной Германией сама формулировка стремная. Что значит "использованной"? Это не компьютерная игра. Место под завод, пеоны и чегото там они за спасибо работают. Капитализм. Платите деньги - будет вам "использование". Сколько я знаю ту ситуацию - Германия НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛА промышленность "захваченной" Европы. А если и использовала - то с очень большим скрипом или действительно с рабским ( полурабским) трудом. Скорее там карта - "Карта важнейших центров тяжёлой и военной промышленности Европы, которые Германия могла использовать"

747: Alexsoft , вообще тема очень интересная. Работала ли на нацистов захваченная ими авиационная промышленность Франции? Сколько и чего именно выпустила? Аналогично - Голландия (заводы Фоккера - не путать с Фокке-Вульфом!) Аналогично - Польша (PZL) Аналогично - Чехословакия (Avia и Letov) То же самое - по танкам. Из того, что читал, - только про автомобильную промышленность. Объем производства невелик по сравнению с самой Германией, выпуск своих предвоенных моделей, обычно не унифицированных с гераманскими. Iskander , у меня Ваша ссылка не открывается. Говорит, неизвестный тип файла.

Александр А. Ермаков: Анонимно пишет: Александр Ермаков, оставьте Темежникова в покое. Он графоман. Это такое устройство психики. Этакий "Пикуль нашего времени", затмевающий аж самого Алексея Исаева широтой мысли и разбегом гипотез. Не, блин, не оставлю. И с Вами не соглашусь. Беллетристу Пикулю, по штату положено фантазировать (правда, по-моему, лучше бы он этого не делал), тов. ИА стратег знатный (ох, хорошо Холдаренок по нем прошелся), но, хотя бы в архивах роется и всякое, к мести ли, не к месту, но публикует. Всеже польза. А у г-на Темежникова с фантазией, увы, тускло. Главная и единственная его идея, да и та списана у г-на ("г-на" это не обязательно от "господина") Свирина - и при Сталине воровали и приписывали. Вот своровали/приписали тысячи танков, сперли/приписали тысячи т. бензина и т.д. и т.п. Ну, никакого полета фантазии!

Александр А. Ермаков: ЕТ пишет: Причем хамство еще тогда написано было, когда меня еще и на Форуме этом не было И еще один написал, когда меня тут еще не было: "Он графоман. Это такое устройство психики". ЕТ: Вы за своей психикой следите. Обсуждать человека за глаза это весьма и весьма симптом... Блин, я и говорю, что г-н Е.Т. не имеет ни малейшего понятия о научной работе. Что значит "за глаза"? Г-н Е,Т, свой опус вынес на суд общественно (апробация называцца). Некоторые из общественности высказали по поводу оного опуса и компетентности автора свое мнение. Так же публично. Что в этом такого? В нормальной научной работе (в диссертациях обязательная глава "Изученность вопроса", в отчетах геологических/археологических/географических и пр. экспедиций - "геологическая/археологическая и пр. изученность территории") обычно критически предыдущие работы, порой уже умерших авторов. Но, г-ну Темежникову это невдомек.

Iskander: 747 пишет: Работала ли на нацистов захваченная ими авиационная промышленность Франции? Сколько и чего именно выпустила? Аналогично - Голландия (заводы Фоккера - не путать с Фокке-Вульфом!) Аналогично - Польша (PZL) Аналогично - Чехословакия (Avia и Letov) Мне пока нашлось вот такое - http://www.chelemendik.sk/___578010829.html «Кто воевал против СССР во время Великой Отечественной войны» Близорукая политика Запада, не только не желавшего противостоять Гитлеру, но всячески потакавшего ему, привела к тому, что через два года промышленность, сельское хозяйство, сырьевые ресурсы, рабочая сила континентальной Европы, включая даже нейтральные страны (Швецию и Швейцарию), были поставлены на службу Германии. Около 10 млн. квалифицированных рабочих, инженерно-технических специалистов, конструкторов, ученых «старого» света включились в «трудовой процесс» на немецких заводах, в конструкторских бюро и лабораториях. В оккупированных странах нашлись и влиятельные политические силы, солидаризировавшиеся с Гитлером и собственные предатели – квислинги. По словам британского историка А.Тейлора, "Европа стала экономическим целым, которым управляли исключительно в интересах Германии". Кроме того, нацистский вермахт получил в свое распоряжение как огромные арсеналы вооружения, военной техники, танков, артиллерии, авиации, боеприпасов, транспортных средств, так и уже отмечавшийся военно-промышленный потенциал. За годы войны, например, только австрийские предприятия бесперебойно снабжали вермахт и его союзников своей продукцией. Германия получила с них свыше 10 тысяч танков и бронемашин, включая тяжелые самоходки, 9 тысяч самолетов, 17 тысяч авиамоторов и более 12 тысяч артиллерийских установок различных калибров. За Австрией последовала Чехия с ее мощнейшим военно-техническим потенциалом, сосредоточенным на заводах «Шкода», ЧКД, «Польди», «Зброевка». Одновременно в руки вермахта попали 1582 самолета и 469 танков – т.е. чуть меньше, чем было у Германии до оккупации этой страны. Кроме бронетехники, самолетов от чехов было получено более 1,4 миллиона винтовок и пистолетов, свыше 62 тысяч пулеметов, около 4 тысяч орудий и минометов, огромное количество другого военного имущества. К 1 сентября 1939 года чешским оружием оснастили пять пехотных дивизий, не считая прочих частей и подразделений, включая те, которые участвовали в оккупации Польши. В следующем году чешское оружие и снаряжение получили еще четыре пехотные дивизии, а к началу Великой Отечественной количество соединений, полностью или частично оснащенных изделиями чешских оружейников, выросло в несколько раз. Чешские танки стали основной машиной 6-й танковой дивизии вермахта, действовавшей на Ленинградском направлении. На южном фланге советско-германского фронта чешская бронетехника стояла на вооружении 1-й словацкой моторизованной дивизии и румынских войск. Воевавший на чешских танках, подполковник Гельмут Ритген признавал, что «без чешской военной промышленности и чешских танков у нас не было бы четырех танковых дивизий, что сделало бы невозможным нападение на Советский Союз». Берлин высоко ценил вклад чешских предприятий в укрепление военно-технической мощи рейха и установил для рабочих чешских военных заводов гибкую систему поощрений, включая повышенные продуктовые нормы, которые подчас были лучше, чем в Германии. «Чехи передали в наше распоряжение всю необходимую информацию о своих танках, - вспоминал немецкий инженер-полковник Икен. - Нам ни разу не пришлось столкнуться с акциями саботажа или какого-либо сопротивления». До самого конца войны доля чешских заводов в производстве танков оставалась весьма значительной: с января по март 1945 года из 3922 танков и самоходных артустановок, произведенных для рейха, чехи дали 1136, то есть почти треть! Промышленность Франции, сдавшейся Гитлеру после чисто символического сопротивления, работала на фюрера ничуть не хуже, чем чешская и австрийская. К началу войны на границе СССР было сосредоточено два отдельных батальона укомплектованных трофейными французскими танками, действовавшими главным образом на флангах Восточного фронта. Так, в составе наступавшей с финской территории армии «Норвегия» находился 211-й батальон, состоявший из 52 легких танков «Гочкис» H-35 и средних «Сомуа» S-35. Другой батальон, отмеченный в документах под номером 102, был направлен на прорыв укрепленного района под Перемышлем. В нем имелось 30 тяжелых B1, в том числе 24 огнеметных. Наконец, еще 15 S-35 придали бронепоездам. Четыре из них участвовали в боях за Брестскую крепость. В дальнейшем количество французских танков в вермахте и вооруженных силах его союзников продолжало расти. По 40 «Рено» немцы передали Румынии и Болгарии. Италия получила 109 R-35 и 32 S-35, часть которых применялась в боях на Сицилии. Еще 174 «Рено» переделали в 47-мм противотанковые самоходки, а свыше сотни таких танков использовали как командирские машины батарей этих САУ или в отдельных взводах, придаваемых пехотным дивизиям. Из более быстроходных танков H-35 и S-35 немцы сформировали две резервные бригады общей численностью более 500 машин. Впоследствии разделенные на отдельные батальоны, они действовали против югославских партизан на Балканах и на «втором фронте». Часть S-35 использовали для пополнения 21-й танковой дивизии, а около сотни «Гочкисов» переделали в 75-мм противотанковые САУ, 105-мм самоходная гаубицы и носители пусковых установок реактивных снарядов. До полусотни 75 и 105-мм самоходных орудий соорудили на базе лёгких FCM-36 и тяжелых B-1, а всего последних служило в германской армии 160 штук, включая 60 огнеметных. Кроме боевых танков, в составе вермахта находилась и другая гусеничная техника французского производства. На базе бронетранспортера «Лоррэн» было установлено 170 75-мм противотанковых пушек, 10 105-мм и 94 150-мм гаубицы. До 200 разведывательных танков AMR получили вместо снятых башен 81-мм минометы. Наконец, свыше 600 легких бронетранспортеров UE были переделаны в пулеметные танкетки, легкие самоходки с 37-мм противотанковыми пушками, и носители реактивных установок. В 1941 году французская бронетехника превосходили большинство германских танков по броневой защите. Модернизированные B-1 всю войну оставались наиболее мощными огнеметными танками вермахта, и оснащенные ими подразделения не раз применялись на Восточном фронте, включая, штурм Севастополя. К началу Курской битвы из 6127 танков и самоходных орудий вермахта французских машин было около 700. В общей сложности Франция и Чехия предоставили Германии около 10 тысяч танков, самоходных орудий и базовых машин для их создания только своих разработок. Это почти вдвое больше, чем официальные союзники рейха Италия и Венгрия, пополнившие танковый парк коалиционной армии лишь 5,5 тысячами боевых машин. Нельзя считать чисто немецкими и многие из остальных 43-х тысяч танков. Изрядная часть их вышла из цехов Австрии и Чехии, а еще больше были изготовлены там частично. Например, танковые корпуса и башни почти всю войну производились на австрийских заводах «Братья Бёлер», «Шеллер Бекман», Металлургических заводах в Линце, чешском комбинате «Польди», французском «Пежо» и других европейских предприятиях. Наряду с танками и самоходными орудиями европейская промышленность обеспечивала вермахт другими видами бронетехники. Артиллерия старых танков широко применялась для вооружения бронепоездов — в частности, башни французских D2 стояли на броневагонах, поставленных немцами хорватской армии. Солидную долю самолетов люфтваффе и воздушных сил сателлитов составляли французские истребители «D-520». Из 905 выпущенных самолетов этого типа на стороне рейха было задействовано свыше 600. Еще около сотни французских истребителей MS-406, ранее состоявших на вооружении ВВС Франции и Норвегии, получила Финляндия. Наконец, 358 машин чешского производства была переведена в словацкую авиацию, а свыше сотни югославских аэропланов использовались хорватскими войсками. На первый взгляд кажется не особенно много. Но если присовокупить к самолетам французские авиадвигатели, то картина меняется. Именно французские авиамоторы «Гном-Рон» стояли на единственном в люфтваффе полноценном противотанковом штурмовике «Хеншель-129». Двигатели этой же фирмы устанавливались и на крупнейшем тогда в мире немецком транспортном самолете «Мессершмитт-323», выпускавшимся в Чешских Будейовицах более легком транспортнике «Гота-244», самолете связи «Хейнкель-70» и ряде других машин. Хотя, транспортных «Мессершмиттов» было выпущено всего 198, но каждый из них мог поднять почти в семь раз больше груза, чем любой из 5 тысяч основных немецких воздушных транспортников «Юнкерс-52» . Если «Юнкерс» брал на борт 18 полностью экипированных солдат или 1,5 тонны груза, то в «мессершмиттовский» грузовик с шестью «Гном-Ронами» легко помещалось 126 пехотинцев или 10 тонн военного груза. Учитывая, что на французских предприятиях производились также авиамоторы BMW и других германских фирм, вполне можно согласиться с оценкой, данной американскими экспертами. Они подсчитали, что каждый восьмой двигатель для люфтваффе изготавливался во Франции. Впрочем, немецкие самолеты выпускались там и целиком. Например, Ю-52 собирались не только на территории рейха, но и на французских предприятиях. А производство «мессершмиттов» в Чехии было продолжено и после войны. Особые «заслуги» французы и чехи имеют в производстве знаменитой «рамы». Речь идет о двухкорпусных артиллерийских авиакорректировщиках «Фокке-Вульф». Из 894 выпущенных «рам», с конвейера завода в немецком Бремене сошло лишь около двух сотен. Зато в Праге и в Бордо их было произведено соответственно 357 и 393. Точно определить долю самолетов люфтваффе произведенных в оккупированных странах весьма затруднительно, поскольку значительная их часть – это продукт кооперации заводов рейха и европейских военных предприятий. Куда, например, отнести, свыше тысячи немецких самолетов с французскими авиадвигателями? Однако с учетом 9 тысяч самолетов австрийского производства, чешских «Мессершмиттов», «Готов», французских «Юнкерсов», французских и чешских «рам», воздушная армада получается вряд ли меньше ленд-лизовской. Велика роль промышленности оккупированных стран в снабжении гитлеровской армии артиллерией. Даже если не выделять отдельно германские орудия и минометы, производившиеся на заводах Австрии и Чешско-Моравских землях, доля прочих выглядит весьма солидно. С заводов рейха (в границах на 14 марта 1939 года) войска получили 16 539 37-мм, 9568 50-мм и 23 453 75-мм орудий, 2500 противотанковых пушек более крупного калибра 80-128-мм, а также 463 40– и 75-мм пушек. В то же время от Чехии к Германии и ее союзникам попало 1724 37-мм и 755 47-мм орудий. Из Польши — 621 37-мм, от Австрии и Франции соответственно 507 и 823 47-мм. Еще 3872 французские 75-мм полевые пушки были переделаны в противотанковые. Всего для борьбы с бронетехникой противника было направлено 8128 орудий. Можно вспомнить и о почти двух тысячах советских противотанковых пушках, захваченных Германией и ее союзниками на Восточном фронте, но немало таких трофеев, в свою очередь, взяла и Красная Армия. Однако даже если забыть об этом, 1,5-2 тысячи советских орудий составляют лишь 3 процента противотанковой артиллерии вермахта. Что касается полевой артиллерии среднего калибра, то за предвоенные и военные годы Гитлер получил 8096 150-мм гаубиц, а также 193 пушки и 4565 пехотных орудий того же калибра. В тот же период чехи передали для нужд фронта 439 шкодовских гаубиц и 41 пушку, от поляков досталось — 219 гаубиц фирмы «Шнейдер-Крезо» 155-мм калибра, а свыше 3 тысяч таких гаубиц и пушек - от французской армии. Другими словами, более 22 процентов 150-155-мм орудий вермахт получил от континентальных соседей. Сколько смертоносных снарядов из этих стволов было выпущено в советских солдат, по нашим городам и селам установить весьма затруднительно. Еще более впечатляющим выглядит европейский вклад в тяжелую и сверхтяжелую артиллерию рейха. Если в самой Германии орудий калибра от 203-мм и выше изготовили около тысячи, то от Чехии, Франции и поляков со скандинавами подобных систем было получено свыше шестисот. По сверхмощным стволам от 305 до 807-мм калибра наблюдалось почти полное равенство — 96 германских против 91 французского, чешского и норвежского. Для обстрела Ленинграда части группы армий «Север» использовали гаубицы и мортиры французского и чешского производства. Всего же оккупированная Европа пополнила германскую артиллерию почти 40 тысячами стволов. Это ненамного меньше, чем имела армия вторжения 22 июня 1941 года, и почти втрое больше количества ленд-лизовских орудий, поставленных для СССР. Одной из фундаментальных причин военных успехов вермахта на начальном этапе войны против СССР была высокая мобильность его моторизованных частей. Из примерно 500 тысяч грузовиков, автобусов и тягачей, выпущенных в рейхе и на присоединенных территориях, австрийские заводы дали почти 56 тысяч, чешские по неполным данным свыше 11 тысяч. Вместе с 54 700 французскими выходит почти четверть всего грузопассажирского автотранспорта гитлеровской армии. Если вспомнить о более чем 40 тысячах поставленных за военные годы «Фордах» берлинской и кельнской сборки, доля негерманских машин доходит до трети. И это без трофейных грузовиков, выпущенных западными соседями Германии до 1940 года! Подавляющее большинство их, наряду с гражданскими машинами, а также бельгийскими, голландскими, датскими, норвежскими и польскими грузовиками, досталось немцам, обеспечив мобильность вермахта. Конечно, поставки западных союзников в СССР, особенно автомобилей и паровозов выглядят внушительно: более 400 тысяч «студебеккеров» и 1966 локомотивов. Но только до тех пор, пока не знаешь, что одна Франция на момент оккупации располагала 2,3 миллиона автомобилей! Большая их часть вместе с 5 тысячами паровозов досталась Гитлеру. На начало Великой Отечественной войны из 209 немецких дивизий 92 имели автомобили либо трофейные, либо «текущего французского производства». Подобная формулировка не случайна — машины, произведенные на территориях Австрии и Чехии после их присоединения к рейху считались уже полностью немецкими. По данным американских экспертов, французский автопром поставил Гитлеру свыше 20 процентов выпущенных для военных нужд грузовых автомобилей. Германская статистика полностью подтверждает выводы американцев. Согласно фундаментальному труду Вернера Освальда «Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982 гг.», в армии за годы войны использовалось чуть больше 350 тысяч грузовых автомобилей и автобусов. Большая часть их — 232512 автомашин — вышла из цехов с 1940 по 1944 год. За январь-апрель 1945-го армия получила всего 5043 автомобиля и тягача. Данные Освальда подтверждает и Мюллер-Гиллебранд, писавший о наличии в вермахте к началу войны, около 120 тысяч грузовиков. А вот данные о французском производстве. «Рено» изготовил для фюрера 25 тысяч 2,5-тонных грузовика моделей ANS и 4 тысячи 3,5-тонных ANN. «Пежо» — 15 тысяч грузовичков. «Ситроен» выпустил 6000 2-х тонных машин типа «23R» и 4700 4,5-тонных типа «45». В целом французские автомашины составили 19 процентов грузового автопарка рейха в период с 1940 по 1944 гг. А если приплюсовать сюда и 5970 автобусов, то - более 20 процентов. Что касается трудовой дисциплины на французских предприятиях, то об этом сообщает помощник главы германской военной разведки адмирала Канариса Отто Райле: «Промышленность и экономика продолжали ритмично работать. На предприятиях «Рено» в Булонь-Билланкуре с конвейера бесперебойно сходили грузовики для вермахта. На множестве других предприятий французы без всякого принуждения производили в больших объемах и без рекламаций продукцию для нашей военной промышленности». Еще 350 тысяч грузовиков и автобусов вермахту поставили австрийские автопромовцы. Только «Штейров» и «Аустро-Даймлеров» в вермахт поступило 4141 штука. Плюс еще 14 500 «Зауреров» , 13 300 «Фросс-Бюссингов» и 13 800 грузовых автомобилей, построенных по лицензии германской фирмы «MAN». К этому следует добавить произведенные на «Заурере» около двух тысяч тягачей. Чешские автомобильные заводы направили Гитлеру около 5 тысяч грузовиков и почти 6 тысяч тягачей, не считая поставок венгерским и словацким союзникам. Первыми гусеничный тягач – вездеход для вермахта разработали конструкторы австрийского «Штейра». Более 7 тысяч австрийцы собрали сами, а остальные произвели по лицензии немецкие заводы. Размах военно-промышленного производства для Германии на оккупированных территориях не был тайной для советского Верховного главнокомандования. В Архиве внешней политики РФ хранится немало документов и материалов военной поры, 747 пишет: ссылка не открывается. Говорит, неизвестный тип файла. http://ru.wikipedia.org/wiki/DjVu

Alexsoft: 747 пишет: Аналогично - Чехословакия (Avia и Letov) Вопрос интересный. Допустим "Татра" . Не совсем Чехословакия , а типа Рейх. Судеты. В заводе усматривают конкурента и хотят перевести его на производство запчастей к технике немецкого производства. Но запуск в производство Tatra-81 позволил отстоять завод -и делают они их с 1939 до 1942 г аж 200 экземпляров.



полная версия страницы