Форум » » К истории создания БМ-13 "Катюши" » Ответить

К истории создания БМ-13 "Катюши"

Закорецкий: Выделено из другой ветки.

Ответов - 30, стр: 1 2 All

Iskatel222: В субботу 21 июня 1941 года на подмосковном полигоне руководителям партии, правительства, военным демонстрировали «катюшу». Было принято решение о ее серийном производстве. На следующий день началась война.Загадки звёздных островов кн5-2 21 июня 1941 г. буквально за несколько часов до начала войны, после осмотра образцов ракетного оружия руководителями Коммунистической партии и Советского правительства было принято решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 и о начале формирования ракетных войсковых частей.Юрий Александрович Победоносцев Константин Михайлович Кузнецов Первые старты Не знаете, кто из руководителей партии, правительства, военных присутствовал на испытаниях 21 июня?

Закорецкий: Iskatel222 пишет: Не знаете, кто из руководителей партии, правительства, военных присутствовал на испытаниях 21 июня? Интересный вопрос. Беглое гуууглирование ответа не дало. Нашлось такое: Началом формирования гвардейских минометных частей послужило постановление ЦК ВКП(б) от 21 июня 1941 г. о развертывании серийного производства снарядов М-13, пусковых установок М-13 и начала формирования частей реактивной артиллерии. Еще: По результатам смотра новых образцов вооружения в период с 15 по 17.06.1941 года, 17.06.1941 года и на основании заключения комиссии за несколько часов до начала войны, 21.06.1941 года, было принято решение организовать серийное производство установок и РС калибра 132 мм к ним, но это не означало принятие на вооружение образца, не готового для серийного производства и для эксплуатации в войсках. Этим решением был закончен первый этап – довоенный и наступил второй – военный. С учетом конструкторско-технологических изменений чертежи общего вида установки, разработанные специалистами КБ завода им. Коминтерна, были готовы к 10.07.1941 г. И наконец: С 15 по 17 июня 1941 года на Софринском полигоне под Москвой состоялся смотр новых образцов вооружения Красной Армии. 17 июня были продемонстрированы залпы осколочно-фугасных реактивных снарядов М-13 из двух экспериментальных пусковых установок. Стрельбу наблюдали нарком обороны Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, начальник Генерального штаба генерал армии Г.К. Жуков, начальник ГАУ Маршал Советского Союза Г.И. Кулик, его заместитель генерал-полковник артиллерии Н.Н. Воронов, нарком вооружения Д.Ф. Устинов, нарком боеприпасов П.Н. Горемыкин и многие другие. Действие осколочно-фугасных снарядов произвело большое впечатление на присутствующих: все мишени были поражены, в районе падения снарядов все горело. 21 июня 1941 года руководителями партии и правительства было принято решение о развертывании серийного производства снарядов М-13, пусковых установок БМ-13 и начале формирования частей реактивной артиллерии.

Iskatel222: Закорецкий пишет: "Стрельбу наблюдали нарком обороны Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, начальник Генерального штаба генерал армии Г.К. Жуков, начальник ГАУ Маршал Советского Союза Г.И. Кулик, его заместитель генерал-полковник артиллерии Н.Н. Воронов, нарком вооружения Д.Ф. Устинов, нарком боеприпасов П.Н. Горемыкин и многие другие... 21 июня 1941 года руководителями партии и правительства было принято решение о развертывании серийного производства снарядов М-13, пусковых установок БМ-13 и начале формирования частей реактивной артиллерии." Интересно было бы списочек этих "и других" посмотреть. Постановление Совнаркома СССР о серийном производстве реактивного оружия было принято 21 июня 1941 года, т. е. за день до начала войны. (В субботу?!) https://topwar.ru/90350-razvitie-sovetskoy-reaktivnoy-artillerii-v-pervyy-period-velikoy-otechestvennoy-voyny.html Началом формирования гвардейских минометных частей послужило постановление ЦК ВКП(б) от 21 июня 1941 г. о развертывании серийного производства снарядов М-13, пусковых установок М-13 и начала формирования частей реактивной артиллерии. Первой отдельной батареей, получившей семь установок БМ-13, командовал капитан И.А. Флеров. https://rg.ru/2015/05/06/rodina-katushi.html И кто же принимал эти постановления, и кто подписывал?


Iskatel222: Б. Е. Черток в книге "Ракеты и люди" рассказывал: Масштабы этих работ под сильным нажимом Аборенкова существенно расширились. К работам по снарядам подключались военные инженеры Шварц, Соркин, а по самоходным пусковым установкам — Гвай, Павленко, Галковский, Попов. В 1939 году были изготовлены первые самоходные пусковые установки на базе автомобиля ЗИС-6. Заместителем наркома обороны по артиллерии был маршал артиллерии Кулик. Он отвечал за деятельность Главного артиллерийского управления, за оценку и принятие на вооружение новых минометных средств. Он обязан был лично докладывать, если не Сталину, то наркому Тимошенко. Но он недооценил это новое оружие. Тогда Аборенков, совершенно убежденный в эффективности реактивных снарядов по опыту использования в авиации, через голову своего начальника маршала Кулика сообщил об этой разработке в докладной записке Сталину. Аборенков рисковал если не головой, то карьерой. Г. К. Жуков в своих мемуарах вспоминает, что вскоре после назначения его начальником Генерального штаба Сталин спросил, знаком ли он с реактивными минометами. Жуков ответил, что только слышал о них, но не видел. Сталин сказал: — Ну, тогда с Тимошенко, Куликом и Аборенковым вам надо в ближайшие дни поехать на полигон и посмотреть их стрельбу. В это время Аборенков был начальником отделения в ГАУ. По чину никак не положено ему было общение со Сталиным. Тем более интересно, что Сталин о нём знал. C 1941 года Аборенков — заместитель начальника Главного артиллерийского управления РККА. http://moypolk.ru/node/444022/detailinfo С. Деново в своей статье "Ученик Циолковского, соратник Королёва": "...Костиков представлял установку на полигоне 17 июня 1941 года, когда боевую машину осматривали высшие чины армии, и 21 июня 1941 года, когда с ней знакомились руководители партии и правительства. Давал пояснения, отвечал на вопросы. Так кому же, спрашивается, давать «Золотую Звезду», как не ему?! «Катюша» являлась совершенно оригинальной конструкцией, а у каждой оригинальной конструкции должен быть официально зарегистрированный автор. Был он и у «Катюши». И не один, а целых три. Вопервых, сам А.Г. Костиков. Вовторых, В.В. Аборенков, зам. начальника Главного артиллерийского управления РККА, непосредственный руководитель Андрея Григорьевича. Никакого участия, кроме присутствия на испытаниях, в создании нового оружия Василий Васильевич не принимал. Его включили в заявку, чтобы он продвинул разработку. Наконец, третий автор, которого ввели для «приличия», — Иван Исидорович Гвай… Когда в 1944 году проводилась «техническая экспертиза», уже по деятельности самого Костикова, был изучен вопрос следственной части по особо важным делам НК госбезопасности СССР: «Являются ли Костиков, Гвай и Аборенков авторами М8 и М13 (снаряды "Катюши") и пусковых устройств к ним?» К разработке РС82 и РС132 Костиков, Гвай и Аборенков никакого отношения не имели…" http://sm.evg-rumjantsev.ru/voen-ruk/aborenkov.html

Закорецкий: Iskatel222 пишет: (В субботу?!) В те времена суббота была рабочим днем. Два выходных ввели уже где-то при Брежневе (середина 60-х).

Закорецкий: Iskatel222 пишет: К разработке РС82 и РС132 Костиков, Гвай и Аборенков никакого отношения не имели…" 21 сентября 1933 после создания Реактивного научно-исследовательского института на основе Газодинамической лаборатории и МосГИРД, Г. Э. Лангемак назначается начальником Ленинградского отделения РНИИ. После переезда в Москву в январе 1934, Г. Э. Лангемак назначается на должность заместителя директора по научной части (главного инженера) Реактивного НИИ НКТП (с 1937 НИИ № 3 НКОП). Он занимал эту должность до ноября 1937 года. В сентябре 1935 ему присвоено персональное воинское звание «военинженер 1-го ранга». За время работы в институте Георгий Лангемак практически завершил доводку реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм, впоследствии ставших основой реактивного миномёта «Катюша». В 1933 году в Газодинамической лаборатории были проведены официальные полигонные испытания с земли, морских судов и самолётов 9 видов ракетных снарядов различных калибров на бездымном порохе конструкции Б. С. Петропавловского, Г. Э. Лангемака и В. А. Артемьева. Вместе с Б. С. Петропавловским, В. А. Артемьевым, Н. И. Тихомировым и Ю. А. Победоносцевым, Георгий Эрихович Лангемак по праву считается одним из основных создателей реактивного миномёта «Катюша». .... Обвинительное заключение, датированное 31 декабря 1937 года, основано на единственном протоколе допроса, второй экземпляр которого датирован 15 декабря 1937 года (первый экземпляр даты не имеет), составленный на основе материалов, предоставленных из института, при активном участии А. Г. Костикова, занявшего место Лангемака после его ареста. .... Лангемак был подписан к репрессии по «первой категории» (расстрел) в списке «Москва-центр» от 3 января 1938 года на 163 чел., № 73, по представлению начальника 8-го отдела ГУГБ НКВД В. Е. Цесарского. Подписи: «за» Жданов, Молотов, Каганович, Ворошилов https://ru.wikipedia.org/wiki/Лангемак,_Георгий_Эрихович

Iskatel222: Закорецкий пишет: И наконец:  цитата: С 15 по 17 июня 1941 года на Софринском полигоне под Москвой состоялся смотр новых образцов вооружения Красной Армии. 17 июня были продемонстрированы залпы осколочно-фугасных реактивных снарядов М-13 из двух экспериментальных пусковых установок. Стрельбу наблюдали нарком обороны Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, начальник Генерального штаба генерал армии Г.К. Жуков, начальник ГАУ Маршал Советского Союза Г.И. Кулик, его заместитель генерал-полковник артиллерии Н.Н. Воронов, нарком вооружения Д.Ф. Устинов, нарком боеприпасов П.Н. Горемыкин и многие другие. Оттуда жеПервые две пусковые установки БМ-13, изготовленные на заводе им. Коминтерна, были отправлены в Москву утром 2 июля 1941 года. 5 июля установки были испытаны на подмосковном полигоне, а затем направлены на московский завод «Компрессор» (№733) для устранения недостатков.То есть 21 июня компания генералов собралась на полигоне якобы смотреть испытания, а на самом деле для последней корректировки своих планов на начало войны, причем в отсутствие Сталина. Первые две пусковые установки БМ-13, изготовленные на одном из московских заводов, потом видимо попали в знаменитую батарею капитана Флерова и отправились под Оршу. Есть другая версия, что Флерову достались уже следующие машины, а первые ушли с батареей Якова Джугашвили, тайна гибели или "плена" которого и связана с попыткой немцев захватить "новейшее секретное оружие" в первые же дни войны. С ведома тов. Кулика...

Iskatel222: Установка М-13 (_Катюша_) _ Ракетная техника В списке договорных работ, проводимых Реактивным Научно-Исследовательским Институтом (РНИИ) для Автобронетанкового Управления (АБТУ), окончательный расчет по которым должен был проводиться в первом квартале 1936 года, упоминается договор №251618с от 26 января 1935 – опытный образец ракетной установки на танке БТ-5 с 10-ю ракетами [39]. Таким образом, можно считать доказанным факт, что идея создания механизированной многозарядной установки в третьем десятилетии XX века появилась не в конце 30-х годов, как утверждалось ранее, а, по крайней мере, в конце первой половины данного периода. Подтверждение факта идеи использования автомобилей для стрельбы ракетами в целом также было найдено в книге "Ракеты их устройство и применение", за авторством Г.Э. Лангемака и В.П. Глушко, выпущенной в 1935 году. В заключение этой книги, в частности, написано следующее: "Главная область применения пороховых ракет - вооружение легких боевых аппаратов, как самолеты, небольшие суда, автомашины всевозможных типов, наконец артиллерия сопровождения"... В 1939 году в Научно-исследовательском институте № 3 были разработаны два варианта экспериментальных установок на доработанном шасси грузового автомобиля ЗИС-6 для пуска 24 и 16 неуправляемых реактивных снарядов калибра 132 мм. Установка II образца отличалась от установки I образца продольным расположением направляющих. Боекомплект механизированной установки /на ЗИС-6/ для пуска химических и осколочно-фугасных снарядов калибра 132мм /МУ-132/ составлял 16 ракетных снарядов. Система ведения огня предусматривала возможность стрельбы как одиночными снарядами, так и залпом всего боекомплекта. Время, потребное для производства залпа из 16 ракет – 3,5 – 6 секунд. Время, потребное для перезарядки боекомплекта 2 минуты командой в 3 человека. Вес конструкции с полным боекомплектом 2350 кг составлял 80% от расчетной нагрузки автомашины. Полигонные испытания этих установок проводились с 28 сентября по 9 ноября 1939 года на территории Артиллерийского научно-исследовательского опытного полигона (АНИОП, г.Ленинград) (смотрите фото, сделанные на АНИОПе). Результаты полигонных испытаний показали, что установка I образца из-за технического несовершенства не может быть допущена к войсковым испытаниям. Установка II образца, также имевшая ряд серьезных недостатков, по заключению членов комиссии, могла быть допущена к войсковым испытаниям после внесения существенных конструктивных изменений. Испытания показали, что при стрельбе установка II образца раскачивается и сбиваемость угла возвышения достигает 15"30', что увеличивает рассеивание снарядов, при заряжании нижнего ряда направляющих возможен удар взрывателя снаряда по конструкции фермы. С конца 1939 года основное внимание было сосредоточено на улучшении схемы и конструкции установки II образца и устранении недостатков, выявленных при проведении полигонных испытаний. В связи с этим необходимо отметить характерные направления, по которым проводились работы. С одной стороны, это дальнейшая отработка установки II образца с целью устранения ее недостатков, с другой – создание более совершенной установки, отличной от установки II образца. В тактико-техническом задании на разработку более совершенной установки (“модернизированная установка для РС” по терминологии документов тех лет), подписанном Ю.П. Победоносцевым 7 декабря 1940 года, предусматривалось: провести конструктивные улучшения подъемно-поворотного устройства, увеличить угол горизонтального наведения, произвести упрощения прицельного приспособления. Предусматривалось также увеличение длины направляющих до 6000 мм вместо существующих 5000 мм, а также возможность стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами калибра 132 мм и 180 мм. На совещании при техническом отделе Народного комиссариата боеприпасов длину направляющих решено было увеличить даже до 7000 мм. Срок сдачи чертежей наметили на октябрь 1941 года. Тем не менее для проведения различного рода испытаний в мастерских НИИ № 3 в 1940 – 1941 годах было изготовлено несколько (дополнительно к существующей) модернизированных установок для РС. Общее число в разных источниках указывается различное: в одних – шесть, в других – семь. В данных архива НИИ № 3 по состоянию на 10 января 1941 года имеются данные о 7 штуках. (из документа о готовности объекта 224 (тема 24 сверхплана, опытная серия автоустановок для стрельбы РС-132 мм (в количестве семи штук. См. письмо УАНА ГАУ №668059) На основании имеющихся документов – в источнике [19] утверждается, что установок было восемь, но в разное время. На 28 февраля 1941 года их было шесть. В январе 1940 года установка и реактивные снаряды были отправлены в район боевых действий, но вскоре было принято решение о проведении полигонных испытаний перед использованием их в боевых действиях. Установка со снарядами была отправлена на Ленинградский научно-испытательный артиллерийский полигон. Вскоре закончилась война с Финляндией. Потребность в мощных фугасных снарядах отпала. Дальнейшие работы по установке и снаряду были прекращены...

Iskatel222: К вопросу о том, кто был в курсе боевого ракетостроения, всплывают фамилии Кулика и Вознесенского http://rbase.new-factoria.ru/sites/default/files/gallery/s.gurov/18/04/03/0012sayt.jpg А вот еще более любопытный документ http://rbase.new-factoria.ru/sites/default/files/gallery/s.gurov/18/04/03/0013sayt.jpg http://rbase.new-factoria.ru/sites/default/files/gallery/s.gurov/18/04/03/0014sayt.jpg Оказывается, еще к марту 40 года должны были быть готовы 6 установок на базе ЗИС 6 и 1000 снарядов, а вообще в 40 году должны были быть изготовлены 40 автоустановок и 10000 ракет (к 1 мая 1940 года!). Вряд ли работники промышленности проигнорировали это постановление, но куда канули ракеты и установки к 22 июня 41 года? Упоминается завод текстильного машиностроения в Лопасне, который нигде более в истории Катюш не упоминался, по-видимому потому, что относился не к артиллерийскому ведомству, а к химическому.

Iskatel222: Вопреки официальной истории, в статистику попали данные о тысячах РС на складах к началу войны, причем даже тех, которые производились якобы после 41 года

747: Iskatel222 таблица плохо читабельна. Большая просьба - выложить бОльшего размера.

Iskatel222: http://rbase.new-factoria.ru/sites/default/files/gallery/s.gurov/11/10/29/chast_2_page_02.png С этой странички

Iskatel222: Интересный рассказ - конструктора-ракетчика посылают на Венюковский военный завод спасать якобы забытую там документацию для производства пулеметов ДШК. О том, вывезли ли документацию на машины БМ-13 и когда, ракетчик скромно не упоминает. Маркс Константин Иванович родился в 1922 году. Константин, закончив десятилетку и краткосрочные инженерные курсы, оказывается в Чехове, перед войной работает инженером на Венюковском военном заводе. В тяжелые дни с 15 по 17 ноября 1941 года фронт полностью дестабилизировался, многие люди растерялись. Все заводы при наступлении врага на Москву эвакуировали за Волгу. Константину Ивановичу было поручено доставить на новое место расположения завода забытую в панике секретную документацию, чертежи и технологию производства крупнокалиберных пулеметов ДШК, остро необходимых для вооружения армии, сыгравших позднее немалую роль в ходе войны. Константину Ивановичу было тогда всего 19 лет. Два грузовика с секретными документами, без военного сопровождения, двинулись в Москву, в министерство военной промышленности для уточнения нового местонахождения завода. У Константина Ивановича был с собой лишь опытный образец крупнокалиберного пулемета, которым он не смог бы воспользоваться в случае необходимости без специального оборудования, и предписание Государственного Комитета Обороны о том, что всем «партийным, военным, советским органам предлагается оказывать максимальное содействие в выполнении специального задания ГКО», подписанное И. Сталиным. Страх и неизвестность сопровождали Константина Ивановича и водителей, рано утром въехавших в Москву. Шестнадцатого ноября секретарь МК партии выступил по радио с обращением к жителям покинуть Москву, что вызвало среди москвичей панику. В министерских кабинетах никого не было. По пустым длинным коридорам летали бумаги. Что было делать? Не выполнишь приказ, будешь расстрелян, как враг народа. Водители, сорокалетние мужчины, уговаривали его ехать назад, в Чехов, вернуться к своим семьям, но Константин Иванович проявил стойкость и терпение. Примерно около 12 часов дня произошла случайная встреча с главным инженером Тульского оружейного завода №66 Батовым, вывозившим ценное оборудование по железной дороге. Он также не знал дальнейших действий, но помог Константину Ивановичу выяснить, как при наличии предписания ГКО можно покинуть Москву. Эвакуация из Москвы происходила по шоссе Энтузиастов в направлении города Горького. Больше всего Константин Иванович боялся, что мотор перегреется и заглохнет: тогда чертежи и расчеты могут пропасть, их восстановление займет месяцы. Семнадцать часов шли машины из Москвы. Люди валились от усталости. Опытные водители посоветовали свернуть из колонны по направлению к городу Коврову, где располагались базы эвакуированных заводов. С какой радостью встречали Маркса с документами! А потом пришлось спать под открытым небом, укрывшись брезентом, т.к. нельзя было оставлять документы без охраны. Зима сорок первого была ранней и суровой. В ту ночь, с семнадцатого на восемнадцатое ноября, выпал первый снег, он все кругом засыпал толстым слоем. Как только удалось не заболеть в страшном холоде! Утром машины двинулись в сторону Горького, именно туда было эвакуировано все министерское руководство. Министр Д.Ф. Устинов лично благодарил за благополучно вывезенную секретную документацию. Ценный груз поместили на баржу, дали Марксу полмешка чечевицы для пропитания и приказали сопровождать груз до Куйбышева. К.И. Маркс вспоминал, что люди жили в землянках, питались мороженой картошкой, работали на эвакуированных заводах по 12 часов, но оружие стали выпускать раньше, чем возвели стены и крышу завода. В 1946 году Константин Иванович Маркс вызвали в г. Калининград (ныне Г.Королёв) для работы в Специальном конструкторском бюро (СКБ) завода № 88 и назначили на должность начальника группы в подразделение И.Н.Садовского. Наши специалисты (Б.Е.Черток, С.П.Королёв и др.) были ещё в Германии, а в СКБ по заданию министра Д. Ф.Устинова уже начали изучать немецкие чертежи. Шёл вывоз трофейной ракетной техники. Приказ Сталина предельно ясен - изучить и в точности воспроизводить из наших материалов образцы немецкой техники. Это была сложнейшая задача. Из-за отставания в технологическом отношении приходилось разрабатывать совершенно новые конструкции. Ракета фон Брауна Фау -2 была главным объектом изучения. Маркс обратил внимание на скромную по сравнению с Фау -2 зенитную управляемую ракету «Wasserfall» (Водопад). К. Маркс изменил систему подачи топлива в ракете. Внешне ракета оставалась совершенно неизменной, что и требовалось высочайшим указом. Но расчётная дальность составила 350 км, что на 100 км больше, чем у мощной ФАУ-2. (Позже ракета стала нашей Р-1. На Р-7 Ю. Гагарин полетел в космос). Немцы были шокированы, узнав об этом, потому что именно такая дальность была им нужна, но осталась недосягаемой. Вернувшийся в это время из Германии В.П.Мишин заинтересовался проектом и обратил на него внимание Королёва. http://grazit.ru/pamyate-govorit-velikaya-otechestvennaya-vojna.html?page=10

Iskatel222: Сначала реактивные снаряды, не показавшие достаточной точности на земле, были применены в воздухе в боях на Халхин Голе, где для поражения самолета сто метров роли не играло. Этот же легендарный снаряд РС-132 Василий Сталин сотоварищи использовали несколько позднее с трагическим исходом для глушения рыбы в пруду. «Катюши» в воздухе(По свидетельству Юрия Александровича Победоносцева — участника создания гвардейских миномётов «Катюша») Летчик-испытатель Николай Иванович Звонарев... Несколько дней тому назад его вызвали в управление кадров ВВС и вручили предписание срочно отбыть в Читу, а затем вылететь в Монголию, где уже несколько дней шла настоящая война с японцами, для того чтобы применить на деле новое вооружение самолетов И-16 и дать свое заключение по этому поводу. ...Звонарева познакомили с Иваном Исидоровичем Гваем перед самым вылетом, предупредив, что никаких описаний или инструкций по новому вооружению не будет и со всеми вопросами Звонарев должен обращаться к Гваю и ни к кому более. В прошлом, 1938 году, они уже подготовили установку для запуска реактивных снарядов к испытаниям на полигоне Главного артиллерийского управления. Посмотреть на стрельбы реактивными минами приехал сам нарком обороны легендарный Клим Ворошилов. Снаряд, ушедший с направляющих после первого выстрела, хотя и произвел впечатление своеобразным коротким воем и шлейфом пламени, взорвался левее танка-мишени. Расчет, как это принято в ствольной артиллерии, ввел необходимые поправки, однако второй снаряд ушел еще левее цели. Гвай навсегда запомнил, как Ворошилов встал со своего раскладного стульчика и пошел в сторону тачанки, на которой были смонтированы четыре пулемета системы «максим», направленные в зенит. Видимо, это было чье-то предложение для борьбы с воздушными целями. — Ну вот эти, родные, никогда не подводили нас, ни когда мы били беляков в Гражданскую, ни когда давили гидру контрреволюции по тамбовским лесам, — любовно погладил Ворошилов ствол одного из пулеметов. После этого и появилось предложение попробовать эрэсы в авиации и уж если они и тут не «покажут» себя, то пропадет почти десятилетний труд всего коллектива. ...Никто кроме Гвая не знал ровным счетом ничего об этом оружии, представляющем собой несколько коротких, похожих на рельсы профилей, подвешенных к нижней поверхности крыльев. ...Наконец, на всех пяти «ишачках» были установлены направляющие, а в кабинах смонтированы кнопки запуска реактивных снарядов. При нажатии на эти кнопки подключенные у направляющих вольтметры фиксировали наличие напряжения. На этом завершающем этапе работы комполка Кравченко сказал Гваю: — У меня приказ обеспечить полную сохранность самолетов. Этим машинам запрещено залетать за линию фронта, а личному составу армии приказано немедленно брать самолеты под охрану в случае вынужденной посадки или если они будут сбиты. Поэтому нужно сделать так, чтобы они отличались от других машин. Понимая, что бой предстоит на встречных курсах, а крыльчатки с эрэсов свинчиваются за равное время при том, что снаряды с направляющих сходят не все сразу, а с секундными интервалами, во время которых происходит сложение скоростей наших и японских самолетов, Звонарев осознал, что эрэсами будет создан объемный взрыв, в который и попадет вся масса японских машин. И нажал кнопку пуска. Из-под крыльев «ишачка» вырвались мощные языки пламени и в сторону японцев понеслись восемь снарядов, оставляя за собой легкий дымный след и ярко высвечивая хвостами. Юрий Александрович Победоносцев. Между людьми, собравшимися здесь, давно установились те доброжелательные и удивительно дружеские отношения, которые только и бывают меду единомышленниками, объединенными одной целью. Победоносцев недавно закончил дополнительные расчеты баллистики эрэсов и его сообщения с нетерпением ожидали. — Товарищи, учитывая результаты полигонных и натурных испытаний, мною проведены расчеты с целью определения потребной скорости снаряда в момент схода с направляющей. Получается, что до сих пор скорость была недостаточной и хвостовое оперение снаряда не обеспечивало эффективной стабилизации полета, — Юрий Александрович привел цифры и показал присутствующим графики. — Высокая эффективность эрэсов при пуске их с самолетов объясняется тем, что снаряду в момент схода с направляющей уже сообщена скорость самолета. Можно сказать, что применения снарядов в авиации без каких-либо доработок мы добились... — Скажите, какой по вашим расчетам должна быть длина направляющих наземных установок? Победоносцев назвал цифру. — Для размещения направляющих такой длины у нас нет отечественного автомобиля, — вставил Гвай. — Хотя решение смонтировать установку на шасси автомобиля представляется единственно правильным. Это позволяет повысить не только мобильность установки, но и ее неуязвимость. — Да, такого автомобиля у нас нет, — согласился с ним Малый. — Сейчас нет, но будет! Я сам поеду на ЗИС и переговорю с товарищами, попрошу помощи в парткоме. Будет автомобиль! — Увеличение длины направляющих потребует удлинения рамы машины. А это значит, что потребуется новый тип автомобиля, — заметил Гвай. — Автозавод может не пойти на это, у них серийное производство. — Хорошо, а если мы попросим их удлинить раму и ввести дополнительно еще один задний мост?... Артемьев. — Конструкцию эрэсов, применяемые пороховые шашки и состав пороха реактивных моторов, конструкцию пусковых устройств и направляющих можно считать отработанными... — Не ошибусь, если скажу: через три-четыре месяца, от силы — через полгода, мы дадим стране оружие небывалой эффективности и мощи для стрельбы по площадям, и такого оружия не будет иметь ни одна армия в мире. И сразу после этого работники Реактивного НИИ дружными рядами "вредителей" отправились по лагерям. Так что автором идеи создания многозарядной мобильной установки можно считать Ворошилова, хорошо помнившего эффект применения тачанок :) Где-то встречал, что для реактивных снарядов применялись пороховые шашки, двух типов, часть из которых получали по импорту. Какая страна могла поставлять в СССР такие шашки? Только Германия или Швеция - родина Нобеля, Англия с Америкой намного отставали в разработке ракет в то время.

Iskatel222: Клейменов - директор РНИИ был в свое время торгпредом в Германии, попал потом в "шпионы". Выходит, ЗИС-6 с дополнительным ведущим мостом создавался конкретно под РС-132, ЗИС-5 слабоват был. И к лету 41 года должно было быть как минимум 40 машин (10 батарей!) и сотни тысяч снарядов где-то в ведомстве Кулика, бесследно исчезнувших в июне-июле, когда сам Кулик метался по лесам и болотам в "крестьянской одежке", а артиллеристы не могли пополнить боезапас с оставляемых врагу или уничтожавшихся при отступлении складов. История из жизни - когда я был маленьким, дед рассказывал, что при отступлении вдоль дорог стояла масса военной техники, иногда о вполне исправном состоянии, даже те самые названные много позже Катюши, которые отступающие солдаты и оружием-то не считали (поскольку без нарядов, то считали, что какая-то спецтехника). Только некому было сесть за руль и завести - тогда далеко не каждый мог управлять автомобилем.



полная версия страницы